21.08.08Не очень классная Америка |
- За счет чего?
- Снижается критерий оценки - это раз. Потом - уже упоминавшийся общенациональный тест, он представляет собой стандартный набор стандартных вопросов. И последние годы мы занимаемся тем, что просто натаскиваем учеников, как правильно ответить на такой-то тип вопросов. Поэтому их результаты в последние годы на какие-то доли процента повышаются - по крайней мере, по нашей школе. А мы-то прекрасно видим, что реальное знание предмета при этом ухудшается. Но власти там вообще не оперируют понятием "знание", когда говорят о цели образования. Они используют такие слова, как "достижение", "успех"...
- А нет опасений, что у нас ЕГЭ приведет к тому же?
- К ЕГЭ у меня двойственное отношение. В том, что вводится общий стандарт, что знания выпускников школ из разных регионов будут приводиться к одному знаменателю, есть определенный смысл. Но и серьезные опасения на этот счет тоже имеются. С тех пор как я начал работать над своей книгой, очень внимательно слежу за публикациями в российских СМИ на тему образования. Читаю выступления чиновников и вижу там фразы, которые являются дословным переводом с английского. То есть идет копирование американского, западного образца. Вот это слово "success" - "успех". Как часто в русском языке лет десять назад использовалось понятие "успешность"? Это же проявление новых времен, это прямой перевод с английского. И это сегодня здесь объявляется конечной целью образования: не получить знания, а быть успешным, и мерило этого успеха - деньги. И становится немножко грустно. Ведь, по сути дела, мы сейчас разрушаем или уже разрушили лучшую образовательную систему в мире. Если, конечно, мерить систему образования по уровню знаний учеников. Сегодня по этому критерию гораздо лучше система в Китае, в Индии, даже в некоторых африканских странах. У меня есть несколько учеников, которые приехали из Нигерии - с феноменальными знаниями. А в России я разговариваю с молодежью, и мне говорят: а зачем нам глубокие знания в реальной жизни?
- Но, согласитесь, многие из тех, кто в советские годы получил хорошие знания, не слишком преуспели в зарабатывании денег...
- Есть такой момент. Надо признать, что знания как таковые не являются гарантией денег. Но мое глубокое убеждение - они являются определенной ценностью сами по себе.
- А что, на ваш взгляд, все-таки важнее - давать знания или учить мыслить? Может, в Америке как раз учат думать?
- Я считаю, оба фактора очень важны. Да, американцы прямо заявляют, что для них главное - научить мыслить. Но надо же сначала дать человеку минимальный объем знаний. Если он не умеет читать и считать - мыслить тяжело. В сфере естествознания важен определенный набор фактического материала. Они этим моментом пренебрегают. Они пытаются учить мыслить безо всяких фактических знаний, и, мне кажется, это у них не очень получается...
- А есть что-то в американской системе образования, что нам неплохо было бы перенять?
- Мне, например, очень нравится, что у них много внимания уделяется таким предметам, как искусство, музыка, танцы, физическая культура. У них несколько десятков предметов, о которых мы даже и не слышали. Дизайн, графика, история искусства, бальные танцы, латиноамериканские танцы, несколько десятков различных музыкальных инструментов, на которых можно учиться играть, и все это - в курсе общеобразовательной программы. И каждый может выбрать себе что-то по душе. Поэтому американские дети более развиты в творческом плане, в плане физической культуры. Наши этого недополучают.
- А есть что-то, на ваш взгляд, что мы у них напрасно перенимаем?
- Мне кажется, мы зря перенимаем упрощение школьной программы по математике и физике. Я, конечно, не могу однозначно утверждать, что в России дело везде обстоит так, ведь единой программы здесь сегодня нет, но, мне кажется, общий вектор такой наметился. Говорят - в советской школе было слишком сложно... Наверное, действительно было сложно. В Америке, кстати, дифференциальных исчислений или тригонометрии в общей программе нет. Может быть, это и правильно, потому что если у ребенка нет к этому наклонностей, следует ли его мучить? Но здесь опасно перегнуть палку. Я считаю, американцы ее перегнули. В результате у них сейчас большинство учеников не может решить простое квадратное уравнение. Не могут пропорции решить, сложить или вычесть два отрицательных числа или отрицательное и положительное. То есть уровень знания математики уже настолько низкий, что человек деньги без калькулятора сосчитать не может. |