Евгения ЧЕСНОКОВА
Казанец Айрат Димиев, выпускник химфака КГУ, в прошлом преподаватель одного из казанских вузов, вот уже семь лет работает учителем химии в школе города Хьюстон (штат Техас, США).
Недавно увидела свет его книга "Классная Америка", где Димиев подробно анализирует свой заокеанский опыт и делится с читателями весьма интересными сведениями о жизни американской школы и устройстве образовательной системы в этой стране. Чем она отличается от российской, какие там есть плюсы, а какие минусы - об этом Айрат Димиев рассказал нашему корреспон-денту во время интервью, организованного магазином "Книжный двор".
Предваряя текст интервью, поясним читателям, что среднее образование в США трехуровневое: начальная школа - с 1-го по 5-й класс, средняя - 6-8 классы, высшая - с 9-го по 12-й (американские дети учатся в школе 12 лет). Вот в одной из высших школ Хьюстона - Lamar High School - и работает Айрат Димиев.
- Айрат, вы пишете, что Lamar High School - одна из лучших высших школ Хьюстона. Значит ли это, что в Америке школы делятся на лучшие и худшие?
- Официально, конечно, нет. Американцы вообще очень политкорректная нация, они могут сказать только, что у школы не очень хорошие показатели. Но между собой, в разговоре с друзьями, с соседями могут сказать: это плохая школа, а вот это хорошая...
- В России сегодня тоже есть понятие "престижных" и "непрестижных" школ. И многие родители всеми силами стараются определить своего ребенка в "престижную", пусть и не по месту жительства. Они даже готовы платить за это деньги. Для Штатов это характерно?
- Там тоже есть такое стремление, но, на мой взгляд, у меньшего процента населения. Люди с высокими доходами вообще сразу отдают детей в частные школы. Но так называемый средний класс не всегда может себе это позволить. В Америке, как и у нас, ты должен идти в школу в том районе, где живешь. Но как быть, если это школа из числа "неблагополучных"? Выбор очень небольшой. Теоретически можно отдать ребенка в высшую школу не по району. Но - только если твоего ребенка туда возьмут. Для этого нужно, чтобы у него были хорошие оценки за несколько лет обучения, высочайшие результаты государственных тестов. Вот моей школе как раз даны такие полномочия, она берет всех из своего района и какой-то процент хороших учеников из других. Кстати, денег в государственных школах с родителей не берут. Ни копейки, ни в коем случае.
- Но если изначально ребенок учился в слабой школе, есть у него шанс перейти в сильную?
- Да, он заведомо в проигрышном положении, есть такой момент...
- А мы привыкли слышать, что Америка - страна равных возможностей...
- Этот лозунг сегодня активно провозглашается, и в сфере образования тоже. Президент Буш несколько лет назад издал закон "No child left behind", то есть "ни одного неуспевающего ребенка". Это как у нас в советское время - директива такая. И чиновники от образования на всех уровнях должны это обеспечить. Иначе их работа считается неудовлетворительной.
- И получается?
- Получается, что реальные знания ухудшаются, а оценки выставляются хорошие.
- И насколько эта картина характерна для Штатов в целом?
- Сложный вопрос, вряд ли вам кто-то на него точно ответит. Но там есть общенациональный тест - что-то типа нашего ЕГЭ, и по его результатам показатели нашей школы не только выше среднего уровня по штату Техас, но и немножко выше общенационального уровня. То есть наша школа заведомо не самая худшая в Америке. Это косвенный ответ на ваш вопрос.
- Вы как практикующий учитель свидетельствуете о снижении уровня успеваемости. Это как-то заботит власти, предпринимаются какие-то меры?
- Нет, потому что об этом говорю я, говорят мои коллеги-американцы, но официальные-то показатели улучшаются. |