19.08.08Пассажирскому транспорту требуется хозяин | Тимур ЛАТЫПОВ
Казалось бы, за последний год городской общественный транспорт стал работать эффективнее. Но проблем в этой области, кажется, не только не уменьшилось, но стало еще больше... Роль городского пассажирского транспорта в системе муниципальных общественных отношений обсуждали в пятницу на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ.
А маршрутов все меньше
Тон мероприятию задал министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдус Фасхутдинов: “Пока еще не все муниципалитеты готовы взять на себя транспортное обеспечение населения. В этой области вопросов больше, чем ответов, и нам предстоит много поработать над их разрешением”. В унисон высказалась заместитель начальника Департамента по организации взаимодействия с органами местного самоуправления по правовым вопросам Министерства юстиции РТ Ляля Мазитова: “Законодательством не урегулированы механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в области реализации государственной дорожной политики”.
Это, конечно, очень “научно”, но “расшифровку” сделал основной докладчик - заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азат Галиахметов. По его словам, оптимизация муниципальных пассажирских перевозок жизненно необходима - чтобы они стали адекватными реалиям жизни, а комфорт и безопасность перевозок стали бы нормой. Сегодня же состояние городского пассажирского транспорта вызывает немало вопросов. Например, не может не беспокоить некоторый спад в отрасли. За 6 месяцев 2008 года транспортными предприятиями РТ по муниципальным маршрутам в городском и пригородном сообщении перевезено 108,6 миллиона человек (за аналогичный период 2007-го - 113,8 миллиона). Причем количество городских и пригородных маршрутов сократилось соответственно на 9,5% и 12,8%. За этими цифрами вырисовываются серьезные проблемы. Например, нередко затрата пассажиром времени на проезд превышает предельно допустимые нормы. Население же ряда районов и вовсе обеспечивается транспортом не в должной мере.
“Локальные конфликты”
Недопустимые факты выявили проверки, проведенные специалистами Управления автодорожного надзора РФ по выполнению транспортного законодательства на территориях муниципальных образований. Например, формирование, утверждение и размещение заказа на транспортное обслуживание осуществляется только в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске. А во многих муниципальных районах этого нет вовсе. Не утверждается маршрутная сеть, не ведется реестр муниципальных маршрутов и работающих на них перевозчиков. Не утверждены и параметры качества обслуживания на муниципальных (городских и пригородных) перевозках. Во многом это связано с отсутствием в аппаратах исполнительных комитетов людей, ответственных за организацию транспортного обслуживания. “Одним словом, на местах нет Хозяина”, - подчеркнул Азат Галиахметов.
Далее. Муниципальный заказ на транспортное обслуживание требуется формировать на конкурсной основе. Иначе сразу появляются недобросовестная конкуренция и “нелегальные” перевозчики, что, понятно, в первую очередь бьет по пассажирам. По словам руководителя Управления государственного автодорожного надзора в РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Бориса Смирнова, отсутствие правил допуска к работе на автобусных маршрутах приводит к неуправляемым локальным конфликтам - как среди перевозчиков, так и организаций с перевозчиками. Выявлены факты несоответствия транспортных средств своему применению. Это касается и школьных маршрутов, для которых есть специальный ГОСТ. А остановочные площадки? Во многих муниципалитетах они находятся в плачевном состоянии. Зачастую отсутствуют подъездные карманы, остановки замусорены, не везде есть павильоны.
А доступность транспортных услуг, то есть возможность населения оплатить свои поездки? Ведь цена билета складывается из ряда факторов. Например, Минтранс РТ настаивает на том, что надо компенсировать перевозчикам так называемые выпадающие доходы, связанные с регулированием тарифов и перевозкой льготников. “Только прошу понять меня правильно, я не призываю к необдуманному подходу, который приведет к резкому росту цен, а призываю и прошу поддержать подход к формированию экономически обоснованных тарифов, принятие которых позволит модернизировать фонды, повышать заработную плату, развивать маршрутную сеть!” - призвал Азат Галиахметов. |