14.08.08В Эрмитажном центре поселился "Шурале" | Айя СУЛТАНОВА
В Елабуге Саляхов живет с 1982 года: сюда он приехал после окончания школы искусств в Уфе, здесь стал признанным живописцем, художником-монументалистом, реставратором, дизайнером. Известен он и как автор художественных концепций елабужских музеев - музея уездной медицины имени Владимира Бехтерева и музея города. А дебютировал Рабис Саляхов как художник-керамист. Его декоративные сосуды, чаши, блюда простых и изысканных форм, сдержанные по цвету и украшенные архаическим орнаментом, представили художника, чье творчество тесно связано с древней народной культурой.
На выставке демонстрируется более пятидесяти картин Саляхова. Это декоративные композиции с луноликими красавицами, райскими цветами и сказочными животными. Картины по мотивам сказок и легенд "Тулек и Сусылу", "Сак-Сок", "Алтынчеч", "Шурале". Глубокий интерес к тюркской мифологии выражен в многочисленных вариациях сюжетов, связанных с жизнью степных всадников и воинов, с их героическими буднями. Они "кочуют" с одного холста на другой, но не утомляют однообразием - скорее, удивляют бесконечностью композиционных и колористических решений.
То, что автор хорошо знаком с мировой культурой и искусством, видно по тому, как органично он вплетает в свои произведения древние орнаменты и мотивы артефактов из пазырыкских курганов, скифскую пластику...
Искусствоведы считают, что в пейзажах Рабиса Саляхова очевидно влияние живописного опыта "бубновых валетов". В излюбленных мотивах художника - заснеженных елабужских улочках, невысоких домах старого города, покосившихся заборах - ощущается материальная достоверность. Именно ее и ценили "валеты", стремящиеся в начале прошлого века освободить живопись от литературности и вернуть только ей присущие средства: цвет, линию, красоту поверхности красочного слоя. Первым к этому пришел французский художник Поль Сезанн, которого "бубновые валеты" считали своим кумиром...
Если итожить, то можно сказать: творчество Рабиса Саляхова питают традиции искусства прошлого, национальные истоки и татарский фольклор.
"Вечерняя Казань" №130 от 13.08.08 |