04.07.08"Слобода" в стиле хай-тек | Тимур ЛАТЫПОВ
Спускаясь в котлован будущей станции метро, испытываешь легкое беспокойство - не от того, что от высоты кружится голова (хотя и это немного есть), а, видимо, от несколько дилетантского удивления: каким образом вот эти бетон и железо превратятся в сверкающий, в стиле хай-тек, подземный перрон?!
Впечатление усиливается в строящемся тоннеле с его запахами бетона, песка, железа и воды. Только здесь, видя работу метростроевцев, понимаешь, насколько это кропотливый и не терпящий суеты труд - проходка тоннеля (кстати, девиз метростроевцев - “Тоннели строят настоящие мужчины”).
Строительство левого перегонного тоннеля метро на участке “Козья слобода” - “Кремлевская” было завершено в марте (а начали его строить 21 декабря 2006 года). К возведению правого тоннеля приступили 12 мая и на сегодня прошли 274 метра (приблизительно до гривки перед парком “Шурале”). Он почти идентичен своему левому собрату: средняя глубина - 20, а максимальная - 30 метров. Вот только длина получается несколько больше “левых” 2 тысяч 350 метров.
В день тоннелепроходческий комплекс “Алтынчэч” (длина - 100 метров, масса - 590 тонн), построенный французской компанией NFM, проходит в среднем 8-9 метров. В тоннеле, сменяя друг друга, работают три звена по восемь человек.
Раньше неоднократно говорилось о хронической нехватке квалифицированных рабочих кадров. Но сегодня, по словам начальника участка № 1 МУП “Казметрострой” Николая Мошки, специалистами, хотя и впритык, но “подзакрылись”. Однако по-прежнему среди строителей метро очень мало казанцев и жителей республики, в основном это приезжие - со всего бывшего Советского Союза.
“Ну, поехали”, - машет рукой машинист “Алтынчэч”. В так называемой кабине (больше это похоже на большой шкаф) ожили мониторы, на одном из них, навигационном, в перекрестье прицела обозначен курс. Легкая вибрация указывает на то, что комплекс начал вгрызаться в грунт. Впрочем, слово “вгрызаться” здесь, пожалуй, неуместно - геологический “климат” этого участка проходки делают пески и супеси. И это хорошо видно, когда бегущая лента транспортера выносит первые порции породы. Определенные трудности создает обилие воды, но, по словам метростроевцев, для них в этом ничего сверхсложного нет.
Интересуюсь, не находили ли под землей чего-нибудь эдакого? Нет, отвечают, - глубоко, и местность в прошлом болотистая, да и заметить что-либо мудрено - некогда породу перебирать. Иногда попадаются остатки деревьев, кустарников, которые, может быть, тысячу лет назад росли. Впрочем, при проходке левого тоннеля в районе выхода к станции “Кремлевской” “цепанули” сваю старого моста, сделанную, скорее всего, из лиственницы. Вот и все находки.
Предполагается, что при нормальных финансировании и обеспечении материалами тоннель будет закончен в мае-июне следующего года.
А пока не исключено, что уже в августе вплотную приступят к возведению станции “Козья слобода”. Сейчас идет разработка котлована (длина - 340, ширина - 21 метр). Глубина залегания этой станции колонного типа - 15 метров.
"Время и деньги" №122 от 4.07.08 |