27.06.08Георгий Ковтун: "Шесть смертей я уже поставил..." | Айсылу КАДЫРОВА
В театре им. Мусы Джалиля он ставит спектакль "Гладиатор" на музыку балета Арама Хачатуряна "Спартак". Это уже его третий авторский проект для наших танцовщиков (первым был балет "Сказание о Йусуфе", вторым - "Пер Гюнт").
Кстати, в апреле Ковтун поставил "Спартак" в Михайловском театре, это был самый дорогостоящий балетный проект России: его бюджет составил 3,5 миллиона долларов. Критики без восторга приняли хореографию ковтуновского "Спартака", но дружно признали, что спектакль с многоярусными вращающимися конструкциями, женскими гладиаторскими боями и живыми тиграми обречен на зрительский успех. Вопрос, который напрашивается сразу: только ли названием будет отличаться от петербургского казанский спектакль Ковтуна?
- По договору с директором Михайловского театра Владимиром Кехманом я не имею права тиражировать свое сочинение, свой "Спартак", который поставил для петербургской труппы. Поэтому для вашей труппы я ставлю совершенно другой балет на музыку Хачатуряна, даже название сменил, - говорит Георгий Ковтун. - Сегодня в мире существует более 20 версий постановки "Спартака". В основном все они следуют либретто Николая Волкова, написанному в 1933 году. Для "Гладиатора" в Казани, как и для "Спартака" в Петербурге, либретто я пишу сам. Это непривычная для зрителей трактовка сюжета, основанная на романе Рафаэлло Джованьоли "Спартак". Я отталкиваюсь от мифов и легенд древнего Рима.
- Я правильно понимаю, что одинаковой в вашем казанском "Гладиаторе" и петербургском "Спартаке" будет только музыка Хачатуряна?
- Да. Но над партитурой мы с дирижером Владимиром Рыловым существенно поработали: убрали повторы и вернули купированные фрагменты сочинения Хачатуряна, которые никогда не звучали в знаменитом "Спартаке" Юрия Григоровича, к примеру. Более того, Рылов усовершенствовал партитуру, сочинив для хора тексты на латинском языке.
- Насколько беднее петербургского будет казанский спектакль?
- Бюджет казанского "Гладиатора" я вам назвать не смогу, но уверяю, что это будет совсем не бедная постановка. Декорации Андрея Злобина всех поразят своей роскошью, костюмы Анны Ипатьевой - откровенностью: никаких пачек и пуантов! Будут задействованы все подъемные механизмы сцены. Сейчас вот обсуждается вопрос с бассейнами в форме фужеров на сцене. Если стекло выдержит, то в бассейнах будут плескаться обнаженные девушки. Но все это не точно еще. Точно, что в "Гладиаторе" не будет тигров живых. Их и в Лондоне не будет - в июле мы с труппой Михайловского театра везем "Спартак" на гастроли в Великобританию, а там партия "зеленых" запрещает участие живых животных в театральных постановках. Кстати, я же в Казани придумал тигров-то! К тысячелетию вашего города хотели, помню, чтобы я поставил мощное зрелище на Центральном стадионе. И тогда я предложил поставить "Спартак" - с танцовщиками, спортсменами, стриптизершами, живыми слонами и тиграми. Переговоры уже в министерстве культуры велись, но в итоге "не стряслось". Обидно, конечно.
- Мне кажется, намного обиднее для вас история, связанная с другим вашим казанским проектом, я имею в виду балет "Сказание о Йусуфе". В 2006 году группе создателей этого спектакля вручили Государственную премию России, но вас, без которого этого балета не существовало бы, в списке лауреатов не оказалось...
- Это очень странная история. Нет логики и в объяснении, что я, дескать, гражданин другой страны - Украины. Французскому балетмейстеру Ролану Пети вручили же российскую Госпремию за постановку в Большом театре "Пиковой дамы"... Такие вещи лучше сразу забыть. Лучше не обижаться, а радоваться - вот как папаша какой-нибудь радуется за громкие успехи своего ребенка.
- "Свой балет" и "свой ребенок" - это для вас синонимы?
- Именно так. Вот сейчас, ставя "Гладиатора", я - как баба на сносях. Понятия не имею, кто у меня родится. Мучаюсь. Не знаю, к примеру, как закончить балет - убить одного центрального героя или обоих? Шесть смертей я уже поставил, всего же в спектакле их будет не меньше тридцати... Центральными героями в "Гладиаторе" будут братья - как Ромул и Рем. Идея у меня такая - показать историю диктатора, который предает своего брата. Либретто я еще не дописал, с подробным сюжетом познакомить вас не смогу, так как все у меня меняется по нескольку раз на дню. Надеюсь, публика увидит захватывающее зрелище. Будут гладиаторские бои, вакхические оргии, экстатические пиры. Основная нагрузка ляжет на мужской балет.
- Танцовщики уже начали жаловаться, что им тяжело танцевать вашу акробатическую хореографию?
- Да, как обычно: у всех все сразу заболело, все боятся получить травму, а в медпункте жалуются, что одна моя репетиция "съедает" чуть ли не годовой запас йода... Ну что я могу на это сказать? Да, танцевать мою хореографию - это пересиливать себя. Но балет - это всегда насилие над собой. Ничего, к концу репетиций все привыкнут к моему "языку", будет легче.
- Дата премьеры уже известна?
- В двадцатых числах сентября выпустим премьеру "Гладиатора".
"Вечерняя Казань" №102-103 от 27.06.08 |