23.06.08Хосе Каррерасу в Казани подарили слона | Айсылу КАДЫРОВА
На одном из самых ожидаемых концертов сезона - концерте испанского тенора Хосе Каррераса - в театре им. Мусы Джалиля зал был полон. Что легко объяснимо: живые легенды уровня Каррераса выступают в нашем городе редко. Однако сказать, что этот концерт передвинул Казань с задворок в центр мировой культурной жизни, нельзя.
Как ни печально, выдающийся испанский тенор, которому в декабре исполнится 62 года, это уже уходящая натура. Статус звезды оперы, знаменитой и чрезвычайно востребованной во всех крупнейших театрах мира, имеют сегодня другие тенора: аргентинец Марсело Альварес, француз итальянских кровей Роберто Аланья, мексиканцы Рамон Варгас и Роландо Виллазон...
Первое, что увидела публика, войдя в зал, - изысканно оформленную сцену (дизайнер - Алексей Степанов). По центру черного "кабинета" стоял черный рояль "Стенвей", по бокам - по две огромные корзины с композициями из красных гербер и желтых хризантем. Пространство сценического пола вокруг цветочных корзин было усыпано лепестками роз.
Слева от рояля - стулья и пюпитры для музыкантов "Нового итальянского квартета". Как объяснил мне позже Алексей Степанов, сначала хотели задекорировать площадку для цветочных композиций тканью, но это решение не одобрил Каррерас: ткань, по его мнению, поглотила бы звук, а вот лепестки и травинки для акустики не угроза. Кстати, на концерте я не заметила ни одного подвешенного к колосникам микрофона, как это обычно теперь бывает на оперных спектаклях в нашем театре. Не было микрофонных стоек и на сцене.
Каррерас и его музыканты вышли из левой кулисы через минуту после третьего звонка. Все как один - в черных фраках. Каррерас с приветливым достоинством кивнул публике, потом - пианисту Лоренсо Баваху, и концерт начался. Первый номер программы - незатейливая песня Майкла Косты "Новая Луна" - никого не потряс. Не то чтобы вокальная форма певца сразу же заставила думать о неумолимости времени. Просто зрители присматривались к легендарному Каррерасу и, казалось, начинали ощущать свою избранность.
Было очевидно, что пора триумфов у выдающегося певца уже позади. Но так же было очевидно, что в свои шестьдесят с хвостиком Каррерас может легко "положить на лопатки" всех молодых теноров своей музыкальностью, интеллектом, артистизмом - высокой культурой исполнения пусть уже далеко не сложного репертуара.
Нельзя назвать сложными и номера, которые пианист Лоренсо Баваха и "Новый итальянский квартет" исполняли без Каррераса ("Признание" Элгара, "Последняя песня" Тости, интермеццо из "Сельской чести" Масканьи). Исполняли безупречно.
От песни к песне голос Каррераса звучал лучше. Публика это чувствовала: горячо аплодировала певцу, кричала "Браво!". Ему явно был по душе такой прием, но он не из тех, кто при этом победоносно улыбается и кланяется с упоением. Вежливый, я бы даже сказала - кроткий кивок головой и чуть удивленная улыбка - вот все его реакции на благодарную публику.
Честно отработав программу (18 номеров), Каррерас и музыканты ушли за кулисы. Но зрители начали аплодировать стоя, и продолжалось это довольно долго. В итоге испанец и музыканты исполнили на бис три песни. Перед третьим бисом ситуация напомнила мне знаменитую реплику "Так и я могу. А ты мне "Мурку" сыграй!" из фильма "Место встречи изменить нельзя". Потому что один из меломанов требовательно крикнул Каррерасу: "О соле мио!". Испанец обсудил "заказ" с пианистом и начал петь... "Санта Лючию". Публика в порыве благодарности за любимый шлягер своими аплодисментами заглушила начало песни, чем заметно смутила Хосе Каррераса. Таким же смущенным он выглядел в тот вечер всего несколько минут назад, когда одна из юных поклонниц вручила ему игрушечного слоненка из оранжевого меха...
"Вечерняя Казань" №99 от 21.06.08 |