17.06.08Разбор пилотов | Лилия МИРГАЗИЕВА
В авиакомпании «Татарстан» и ее базовом аэропорте «Казань» одновременно сменились топ-менеджеры. Пресс-служба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана сообщила, что Магомед Закаржаев и Петр Трубаев ушли в отставку по собственному желанию. Трудовым коллективам авиапредприятий представлены исполняющие обязанности гендиректоров. Отраслевые эксперты связывают смену руководства авиапредприятий с приходом инвестора в лице болгарского холдинга «Химимпорт».
На совместном собрании трудовых коллективов ОАО «Авиакомпания „Татарстан“» и ОАО «Международный аэропорт „Казань“» (МАК) на прошлой неделе было объявлено об освобождении генеральных директоров обоих предприятий. По сообщению пресс-службы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, руководивший авиакомпанией девять лет Магомед Закаржаев и работавший более шести лет гендиректором аэропорта Петр Трубаев были уволены по собственному желанию. Исполняющим обязанности гендиректора авиакомпании назначен 46-летний командир воздушного судна Газинур Хайруллин, гендиректора аэропорта — 32-летний коммерческий директор МАК Алексей Старостин. Ожидается, что на ближайшем заседании совета директоров, дата которого пока не назначена, оба руководителя будут утверждены в должностях.
Международный аэропорт «Казань» построен в 1979 году. Десять лет назад он был акционирован, сейчас 100% уставного капитала принадлежит правительству Татарстана. В 2007 году аэропорт принял 616,4 тыс. пассажиров, что на 38,3% больше чем в 2006 году.
ОАО «Авиакомпания „Татарстан“» создано в июле 2000 года на базе одноименного ГУП. Сейчас 100% акций принадлежат правительству республики. Авиапарк составляют три Ил-86, пять Ту-154М, шесть Як-42, пять Ту-134 и два Ан-24. В 2007 году авиакомпания получила чистый убыток в размере 253 млн руб. против 4,9 млн руб. чистой прибыли в 2006 году. Компания в 2007 году перевезла 1,054 млн пассажиров, что на 58,3% больше, чем в 2006 году.
Вчера Магомет Закаржаев был недоступен для комментариев. Как сказали в приемной гендиректора авиакомпании, господин Закаржаев «уехал в отпуск», его сотовый был отключен. Петр Трубаев подтвердил, что уволился по собственному желанию. «Я остаюсь гендиректором „Бугульминского авиапредприятия“», — сообщил он о своих планах. Господин Трубаев выразил мнение, что назначенный и. о. гендиректора МАК «справится». «Минтранс подтвердил его полномочия», — добавил господин Трубаев. Причину свой отставки он не назвал.
Деятельность авиапредприятий не раз подвергалась резкой критике премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова. В феврале прошлого года на заседании коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики глава Кабмина заявил, что гендиректор АК «Татарстан» не соответствует занимаемой должности, поскольку «слишком спокоен» в ситуации, когда авиакомпании запрещены полеты в страны Евросоюза (в феврале-марте 2007 года по решению Ространснадзора и Росавиации). Тогда господин Минниханов предложил собственникам авиакомпании рассмотреть вопрос об отставке господина Закаржаева. Но он сохранил свой пост. Также глава правительства не раз высказывал претензии в связи с недостатками в работе аэропорта, называя его «узким местом». Когда Казань проиграла в борьбе за звание столицы универсиады 2011 года, официальной причиной отказа столице Татарстана было неудовлетворительное состояние аэропорта. Кроме того, в последнее время обострились взаимоотношения авиакомпании и МАК. Аэропорт был вынужден через арбитражный суд взыскивать с авиаперевозчика долги за обслуживание самолетов. Авиакомпания, ссылаясь на недостаток средств, обвиняла МАК в «бездумной раздаче слотов», которая привела к обострению конкуренции, сыгравшему не в пользу национального авиаперевозчика (рейсы по наиболее доходному маршруту Казань—Москва—Казань начали осуществлять авиакомпании «Сибирь», «ЮТэйр» и «Скай Экспресс»). Вчера господин Трубаев сказал „Ъ“, что АК «Татарстан» выплатила долги аэропорту.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что топ-менеджмент авиапредприятий был вынужден уволиться. Он связывает кадровые перестановки с появлением у собственника МАК и авиакомпании — правительства Татарстана — стратегического партнера в лице болгарского холдинга «Химимпорт», с которым подписан протокол о сотрудничестве. Сумма инвестиций пока не определена, она колеблется от 250 до 400 млн евро. Господин Пантелеев считает, что «Химимпорт» могли не устроить существующие принципы менеджмента предприятий. «Новый инвестор настаивает на расширении маршрутной сети и привлечении перевозчиков», — в частности сказал он.
"Коммерсант. Волга-Урал" №101 от 17.06.08 |