17.06.08Малый театр в Казани | Айсылу КАДЫРОВА
На сцене Камаловского театра продолжаются гастроли Малого театра. Публика радушно принимает спектакли старейшего театра России, который еще называют "русским кабуки". Японский театр кабуки считается самым консервативным в мире, он - гордость японцев, как саке и сакура. Ну а Малый театр России - самый, пожалуй, консервативный в нашей стране, и при желании им можно гордиться так же, как самоваром и матрешками.
Самые известные актеры из труппы Малого театра - Элина Быстрицкая, Ирина Муравьева и Юрий Соломин - художественный руководитель этого театра. Быстрицкая в Казань не приехала, Муравьева, по сведению коллег из центральных СМИ, в последнее время стала набожной: с журналистами общаться не любит, считая, что это грех - распространяться о мирском верующему человеку. На пресс-конференции перед началом гастролей, к примеру, Муравьева заметно пугалась вопросов в свой адрес: выдержав паузу, отвечала на них очень коротко, иногда просто пожимала плечами. Ну а Юрий Соломин, ссылаясь на проблемы со здоровьем, решил не давать отдельные интервью, зато принял самое активное участие и в пресс-конференции, и в новом проекте Камаловского театра "Встречи в малом зале".
Кстати, в среду Соломину исполнится 73 года. Он отлично для своих лет выглядит и, как признался на пресс-конференции, опасается, как бы не встретить свой день рождения в дороге. О своей любви к традиционному репертуарному театру, где классические постановки спектаклей идут по пятнадцать-двадцать лет, Юрий Мефодьевич говорил с особенным удовольствием и чаще всего ("Я родился и пытаюсь умереть в театре с колоннами!"). Иронично на встрече с журналистами заметил, что ни один проект Малого не имеет Национальной премии "Золотая маска" ("Не нужна нам, традиционным, эта "Железная..."). А общаясь потом с любителями театра в малом зале Камаловского, сообщил, что в 1993 году указом президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Что он включен в список особо ценных культурных объектов страны наряду с Большим театром, Третьяковской галереей и Эрмитажем.
- Тогда все актеры из других драматических театров Москвы удивлялись: за что такое звание Малому театру? А я говорил: "Ребят, что вы обижаетесь? У нас люстр больше!" - вспомнил свою шутку Соломин.
В серьезное русло пытался вернуть беседу с Юрием Мефодьевичем художественный руководитель Качаловского театра Александр Славутский. Он сообщил, что самыми современными драматургами считает Островского и Достоевского. И поинтересовался, почему "нувориши в искусстве" пытаются сегодня разрушить репертуарный театр в России. Соломин начал свой ответ с похвалы:
- Вы хорошо сказали: "Нувориши в искусстве"! Я теперь буду использовать это выражение, ссылаясь на вас... А на ваш вопрос я ответить не смогу. Знаете, почему? Однажды на каких-то выборах я сказал своим коллегам: "Вы будете кушать то, что выберете сегодня!"...
Потом коллеги Соломина говорили о том, что на все дискуссии о современном театре и проблемах в жизни нужно отвечать творчеством. Что Малый театр так и делает, отвечая "Чайкой", "Ревизором", "Властью тьмы"...
То, что эти ответы - лучшие, попыталась доказать актриса Малого театра Алена Охлупина:
- Недавно я смотрела в МХТ спектакль Кирилла Серебренникова "Человек-подушка". Актеры играли замечательно, но буквально со второй минуты на сцене стало происходить насилие. У меня такое ощущение возникло, что режиссер нездоров психически. В зале было много молодых, они смеялись, и это пугало. Вот к нам, в Малый театр, детей приводить совсем не страшно. У нас они видят великие произведения классиков, видят так, как их задумывали авторы, а не "новое прочтение", слышат правильную речь!..
Услышав фамилию Серебренникова - преуспевающего, модного и одного из самых талантливых, на мой взгляд, современных режиссеров, занервничал Александр Славутский:
- Я вообще-то за любой театр. Но когда люди без специального образования, вот Кирилл, не только ставят спектакли, но и собираются набирать курс в театральном вузе, это что? Власть денег? Издержки демократии?
У Серебренникова действительно нет режиссерского и вообще никакого театрального образования, но беспокоит это, похоже, только приверженцев традиционного театра.
- А вы сами ответили на свой вопрос, - сказал Славутскому Соломин. - Вседозволенность!
Неудобный вопрос задала Юрию Мефодьевичу не представившаяся дама бальзаковского возраста:
- Я видела интервью Олега Табакова, художественного руководителя МХТ, где он говорил, что в его театре люди получат отпускные - 350 тысяч рублей. Это на самом деле так хорошо живут московские театры?
Соломин не подтвердил, но и не опроверг размер отпускных в московских театрах. Ответил уклончиво:
- Хвастаться суммой отпускных в 350 тысяч рублей, как Табаков, я не стану. О деньгах, вы знаете, лучше не скандалить. Свое недовольство нужно доказывать. Вот у вас в Казани живет представитель Союза театральных деятелей России в Приволжском федеральном округе. Вот ему передавайте все свои недовольства (Соломин имел в виду Александра Славутского. - А.К.)
Встреча в малом зале Камаловского театра закончилась комплиментом Соломина в адрес дирекции Камаловского:
- Мы где только не гастролировали, и вот я уже по запаху в театре могу определить, есть здесь хороший хозяин или нет? В Камаловском хороший хозяин есть. Я вошел и удивился - всюду ковры! Я даже замешкался, подумав в первую секунду, что в свой родной Малый театр попал...
"Вечерняя Казань" №96 от 17.06.08
|