02.06.08По-русски пел жаворонок... | Марина ЮДКЕВИЧ
В спорах о ЕГЭ, продолжающихся уже который год, мы, похоже, и не обратили внимания, как проклинаемое одними и благословляемое другими тестирование все шире распростирает свои руки в дела школьные. В этом июне уже и в ходе экзаменов для девятиклассников в Татарстане будут впервые применены для тестирования "машиночитаемые бланки", сообщила ведущий консультант отдела программно-целевого управления среднего образования Минобрнауки РТ Лилия Амирова.
Татарстан предоставил под федеральный эксперимент по "профильному обучению", включающий тестовый характер экзаменов за курс не только полной средней, но и основной, т.е. 9-классной школы, две площадки - Зеленодольск и Балтасинский район. Там алгебру и русский у всех девятиклассников принимают только по-новому. У школ в остальных городах и районах пока есть выбор.
По доброй воле к экспериментальной системе склонились не многие. Лишь около 30 процентов из всех девятиклассников Татарстана будут в этом году сдавать экзамены в новой форме, которую прозвали "малый ЕГЭ". В Казани наибольшую симпатию к тестовой форме экзаменов за 9-й класс Минобрнауки РТ отмечает у школ Советского и Ново-Савиновского районов. Кстати, говорит Лилия Амирова, "название "малый ЕГЭ" - совсем неправильное". Ведь настоящий ЕГЭ за курс средней школы потому называется "единым" и "государственным", что его результаты конкурентоспособны при приеме в вузы по всей России, а результаты экзаменов за 9-й класс могут обеспечить прием разве что в 10-й класс этой же школы.
В традиционной форме будут на следующей неделе сдавать обязательные экзамены более 70 процентов татарстанских девятиклассников. Возможно, кто-то думает, что уж традиционное-то не так страшно, как экспериментальное. Я и сама так думала... Пока не ознакомилась со "Сборником текстов для проведения письменного экзамена за курс основной школы", из которого девятиклассникам в день экзамена по русскому языку будет зачитан текст для последующего изложения с добавлением "творческой части".
В этом замечательном сборнике 73 текста. Меньше трети составляют фрагменты произведений, принадлежащих перу девятнадцати в той или иной степени классических авторов. Остальное - тексты неизвестных авторов - изготовителей книжек типа "1000 занимательных сюжетов из русской истории", литературная непритязательность которых общеизвестна.
Выбор сюжетов тоже поначалу кажется странным, но, если хорошенько подумать, загадка разъясняется. Почему туда попали многочисленные пейзажные экзерсисы? Ясное дело: давно известно, что подробные описания природы наиболее хорошо приспособлены для истязания малолетних читателей.
Я даже не буду останавливаться на многодетных семьях елочек, каждую из членов которых авторы любовно снабжают подробнейшей индивидуальной характеристикой, - если бы мне предстояло такое "подробно пересказать" (это первое задание), я бы загодя повесилась на ближайшей осине во избежание более тяжких мук. Нет, вот простейший (для этого сборника) пример пейзажа в Грузии: "В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу...". И что вышло из него в пробном изложении 14-летнего отпрыска моих приятелей? "По-русски пел жаворонок"! Родители его, конечно, в истерике, и мне же их пришлось успокаивать. Чего вы, говорю, к ребенку привязались, не дебил он, а страхом контуженный: когда над тобой собор вместе с куполом и с крестом качается, тут уж не то что жаворонок по-русски - сам по-грузински запоешь!
Но бог с ними, с пейзажами, есть ведь еще сюжеты про людей. Из исторических персонажей составители особенно благоволят к Петру Чайковскому и Льву Ландау: каждому из них посвящено аж по два текста. Почему - кто знает!.. Впрочем, я догадываюсь, почему: эти тексты о Чайковском по степени мучительности практически равнозначны описаниям природы, а Ландау... В процессе "подробного изложения" хотя бы одного из текстов о нем надлежит воспроизвести цитаты из Гоголя, Франса и Пирогова, описать способность Жюльена Сореля в один присест выучить страницу газетного текста... Да знает ли нормальный девятиклассник хотя бы то, кто вообще все эти люди, кто сам этот Дау, полная фамилия которого в тексте упоминается лишь раз, мельком? Причем настолько, чтобы ответить на вопрос "творческой части": "Каким предстает Л. Ландау в данном тексте?"... Каким?! Да попросту гадом, положившим жизнь на то, чтобы испортить существование российским школьникам! |