23.05.08Налогом по дорогам | Ирина БЕГИМБЕТОВА, Юлия ГАРАЕВА
Татарстан с 2009 года намерен на треть увеличить транспортный налог. Вчера Госсовет республики принял в первом чтении соответствующий законопроект. Взамен власти обещают водителям улучшить дороги, направив на их строительство и ремонт ожидаемые 300 млн руб. допдоходов бюджета. Во Всероссийском обществе автомобилистов предложили татарстанским коллегам выступить с акцией протеста.
Министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин, представляя вчера законопроект, напомнил, что регионы могут увеличивать или уменьшать ставки транспортного налога, установленные Налоговым кодексом России, но не более чем в пять раз. В Татарстане ставки налога, не повышавшиеся с 2004 года, сегодня превышают ставки Налогового кодекса РФ в три раза. Исключения составляют ставки для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. и мототранспорта с мощностью двигателя от 20 до 38 л. с. (увеличены в полтора раза), а также мототранспорта с мощностью двигателя свыше 38 л. с. (увеличены до максимума, в пять раз).
Транспортный налог является целевым, он направляется на развитие и содержание автомобильных дорог. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, вместимости и категории транспортных средств. Субъекты наделены правом предоставлять льготы по налогу. Сборы по налогу в республике в 2007 году составили 1,15 млрд руб.
Разработчик законопроекта — Кабинет министров республики — предлагает увеличить ставки транспортного налога в Татарстане на треть, то есть в четыре раза относительно ставок Налогового кодекса РФ. Ставки для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. также предполагается поднять на одну треть, но с учетом сегодняшней пониженной ставки они будут увеличены относительно ставок Налогового кодекса РФ в два раза. Не поднимутся только ставки для мототранспорта.
С предложением увеличить транспортный налог правительство Татарстана за последние два года выступало дважды — в сентябре 2006 года и мае 2007 года. При первом обсуждении законопроекта большинство депутатов Госсовета не устроили отсутствие в нем дифференцированного подхода и попытка переложить решение дорожной проблемы на физических лиц, второй раз документ даже не был вынесен на заседание парламента — он был снят с рассмотрения без официального объяснения причин.
Вчера спикер Госсовета Фарид Мухаметшин сказал журналистам, что нынешний законопроект «разительно отличается от предыдущего» и в нем «соблюден социальный характер». Однако, сравнивая документы, „Ъ“ не нашел каких-либо отличий прошлых предложений Кабмина от сегодняшних. Единственная разница заключается в сумме, которая будет получена от реализации законопроекта. Ранее правительство заявляло, что увеличение налога принесет в бюджет дополнительные 283 млн руб. в год. Теперь речь идет о сумме в 300,7 млн руб. — в 2009 году, сообщил вчера министр финансов.
Дополнительные доходы предлагается направить на строительство и ремонт дорог, поскольку, как сказал депутатам председатель комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Илсур Сафиуллин, «существующие финансовые источники явно недостаточны». «Правильно ли только из бюджета направлять средства на дороги, когда в республике достаточно нерешенных проблем в социальной сфере? — задался он вопросом. — В этой ситуации автомобилисты должны, мне кажется, внести больший вклад в строительство дорог, не перекладывая это на плечи остального населения, которое в большинстве своем не владеет автотранспортом». «Я думаю, что в сегодняшних условиях не дотрагиваться до этого налога будет нашей стратегической ошибкой, — поддержал коллегу Фарид Мухаметшин. — Мы отстали по сбору налога от всех субъектов России — от значительной их части. В межбюджетных отношениях с федеральным центром мы все время имеем претензии федеральных органов, которые контролируют сбор налогов в субъектах Российской Федерации».
Впрочем, депутаты вчера и так были на стороне правительства. Против законопроекта высказалась только член фракции КПРФ Насима Столярова, которая подчеркнула, что президент России «выступает за то, чтобы не увеличивать налоговое бремя на граждан», а дополнительные 300 млн руб. «проблемы вообще не решают» (по данным господина Сафиуллина, в 2008 году на ремонт и содержание дорог из бюджета Татарстана будет выделено 8,68 млрд руб., а из допдоходов бюджета, если таковые будут, — еще 2 млрд руб.). Председатель комитета Госсовета по социальной политике Чингис Махмутов предупредил, что решение увеличить налог «приведет к определенному недовольству наших избирателей» (в марте 2009 года в Татарстане пройдут парламентские выборы). «Я лично считаю, что мы не можем находиться в заложниках у тех, кто стоит на позиции, чем меньше берешь, тем лучше», — отреагировал на это господин Мухаметшин, являющийся лидером местных единороссов, которые составляют парламентское большинство. Правда, он отметил, что при подготовке ко второму чтению ставки налога, возможно, будут дифференцированы. В результате законопроект вчера был принят в первом чтении. |