30.04.08КАПО избавляется от советского наследия | Луиза ИГНАТЬЕВА
Вчера ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» передало Минобороны РФ стратегический бомбардировщик Ту-160, который был заложен еще до объявления Россией решения о прекращении серийного производства этих машин в 1992 году. Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров заявил, что Минобороны РФ собирается возобновить на КАПО выпуск военной авиатехники, доля которой в производственной программе казанского завода в ближайшие годы будет доведена до 50%. Столько же, по его словам, составят гражданские суда.
Отраслевые эксперты считают достижение идеальной пропорции в авиапромышленном комплексе маловероятным, указывая, что уязвимой может оказаться как раз ниша самолетов военного назначения.
Переведенный вчера на вооружение 121 полка дальней авиации стратегический бомбардировщик Ту-160 относится к последним советским боевым самолетам, которые остались в производственной закладке казанского авиазавода к моменту объявления Россией решения о прекращении их серийного производства в 1992 году. К тому времени в разной степени готовности на КАПО находилось шесть Ту-160 (в том числе три были почти готовы), но одну машину Минобороны распорядилось демонтировать. Первый из этой партии достроенный Ту-160 был передан ВВС РФ еще в 2000 году. Тогда ожидалось, что если Минобороны сумеет профинансировать достройку оставшихся самолетов, то уже в 2001 году флот российских стратегических бомбардировщиков пополнится четырьмя Ту-160. Однако завершение строительства бомбардировщиков из «советской серии» растянулось на несколько лет: вчера КАПО сдало последнюю машину с бортовым номером 08. Ей присвоили имя «Виталий Копылов» — в честь генерального директора КАПО, при котором завод начал производство Ту-160.
Вчера после церемонии передачи бомбардировщика президент ОАК Алексей Федоров сообщил о перспективе возобновления серийного производства самолетов дальней авиации на КАПО. «В настоящее время руководство Минобороны и ОАК обсуждают вопрос возобновления производства стратегических бомбардировщиков, но, скорее всего, это не будет серийное производство Ту-160», — сказал он. «Требования ВВС к дальней авиации возрастают, поэтому мы обсуждаем с нашим основным заказчиком Минобороны технический облик будущего авиакомплекса. Я думаю, уйдет несколько лет на формирование технических требований, после того, как они будут сформированы, мы приступим к проектированию этих самолетов. Я почти уверен, что строительство новых стратегических бомбардировщиков будет производиться на КАПО», — рассказал он, но добавил, что сроки запуска нового строительства не определены.
При этом КАПО, по словам господина Федорова, останется финишным производителем гражданских самолетов разработки КБ ОАО «Туполев». Прежде всего, это дальнемагистральные пассажирские Ту-214. Говоря о судьбе ближнемагистрального Ту-334, господин Федоров отметил, что «его ниша определена, как самолета салонного типа, предназначенного для государственной и бизнес-авиации». Отвечая на вопрос о соотношении выпуска боевой и гражданской техники, господин Федоров сообщил, что «в ближайшие годы КАПО выйдет на баланс 50% на 50%» (по размеру выручки от обоих направлений). Впрочем, источник в ОАК уточнил, что подобная пропорция пока не подкреплена контрактами, но нацелена на перспективу.
Отраслевые эксперты считают достижение идеальной пропорции производства военных и гражданских самолетов в авиапромышленном комплексе маловероятным, отмечая, что большую часть выручки стоит ожидать от гражданской техники. «Проблематичным выглядит формирование гособоронзаказа. Серийное производство новых машин дальней авиации на КАПО явится делом отдаленного будущего», — считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его мнению, КАПО, скорее всего, должно стать гражданским производителем с учетом высокого спроса на Ту-214. «К тому же, на платформе Ту-214 можно строить самолеты и для госнужд. Скорее всего, „проседать“ будет ниша военного назначения», — полагает эксперт.
"Коммерсант. Волга-Урал" №74 от 30.04.08
|