29.04.08Малый бизнес поработает как большой | Луиза ИГНАТЬЕВА
Крупные застройщики Татарстана не проявили интереса к освоению 4,2 млрд рублей госинвестиций, выделяемых в этом году на проведение капитального ремонта жилищного фонда. По словам министра строительства архитектуры и ЖКХ Татарстана Марата Хуснуллина, заявки на участие в аукционах на право участия в программе готовятся подать 300 малых и средних частных компаний.
Эксперты объясняют нежелание строительных фирм ввязываться в ремонтную кампанию низкой рентабельностью работ, устанавливаемой государством. Между тем правительство Татарстана планирует увеличить расходы на ремонт с 16 до 20 млрд рублей.
Вчера министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Татарстана Марат Хуснуллин объявил о предстоящем увеличении финансирования программы по ремонту жилых домов, рассчитанной включительно до 2010 года. По его словам, президент Татарстана вчера на заседании Кабинета министров поручил правительству форсировать темп работ, выполнить которые планировалось за четыре года, с тем, чтобы завершить программу досрочно — в 2009 году. В этом случае Татарстан будет претендовать на получение дополнительной финансовой помощи в сумме 1,5 млрд руб. из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ, что повлечет за собой паритетное софинансирование из республиканского и муниципальных бюджетов в 1,5-2 млрд руб. В результате стоимость татарстанской программы по ремонту жилья, по оценке господина Хуснуллина, вырастет с нынешних 16 млрд руб. до 20 млрд руб. Таким образом, размер госинвестиций в скорректированную ремонтную программу можно будет сопоставить с расходами на строительство жилья по республиканской программе социальной ипотеки (к примеру, на возведение 600 тыс. кв. м в прошлом году было потрачено около 13 млрд руб. — „Ъ“).
Однако эффективность использования государственных ресурсов в этой отрасли остается пока неясной. Вчера министр строительства признал, что крупные строительные компании, обладающие современными технологиями и парком строительной техники, не проявили интереса к начинающейся ремонтной кампании. До 15 мая управляющие компании должны провести аукционы на проведение ремонтных работ. По словам министра, заявки на участие в аукционах на подрядные работы готовятся подать 300 предприятий малого и среднего бизнеса, а крупные строительные фирмы остались «в стороне». «Я убежден, что этими работами должны заниматься профессиональные строительные компании, как в Москве, где эксплуатацию всего жилого фонда ведут три-четыре крупных строительных холдинга. Но деньги из федерального фонда поступили в тот момент, когда у всех застройщиков сложился достаточный объем работ, который не позволяет им отвлечься на ремонт», — пояснил господин Хуснуллин. В силу этого контракты на проведение ремонта будут выполнять небольшие компании жилищно-коммунального хозяйства. К примеру, в Казани им предстоит отремонтировать 282 дома общей площадью 1 млн 218 тыс. кв. м. Стоимость подрядных работ составит 1 млрд 114 руб.
Связаться с управляющими компаниями Казани, которым предстоит отбирать подрядчиков, вчера не удалось. У большинства из них рабочие телефоны молчали: не отвечали в ООО «Управляющая компания „Уютный дом“», обслуживающем дома Ново-Савиновского района, в ООО «Управляющая компания „Ремстрой“».
Инвестиционные аналитики объясняют отрицательное отношение региональных застройщиков к участию в ремонте ЖКХ низким уровнем рентабельности ремонтных работ, устанавливаемым государством. «Уровень рентабельности в строительстве жилья превышает 30-35%, а риски невозврата частных инвестиций минимальны. При участии в госпрограмме все как раз наоборот: есть высокий риск неоплаты работ государством, а рентабельность может оказаться ниже уровня инфляции в строительстве в 15-18%», — говорит аналитик ГК «Регион» Константин Гуляев. С ним согласен главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. Он отмечает, что московский рынок недвижимости отличается принципиально иным уровнем цен, что обусловило приход в сферу обслуживания крупных застройщиков. «В регионах рынок услуг еще не сформировался на таком уровне, который мог бы обеспечить высокую доходность крупным сервисным компаниям», — отмечает господин Осин. По его словам, многие региональные власти будут вынуждены привлекать в этот сегмент малый и средний бизнес, которому в отсутствие конкуренции со стороны сильных компаний это поможет укрепиться. Правда, у государства остается риск не получить качественные услуги в установленный срок.
"Коммерсант. Волга-Урал" №73 от 29.04.08
|