29.04.08Безбортовые компьютеры | Любовь ШЕБАЛОВА
Один из бывших казанских автоперевозчиков добился решения суда о взыскании с МУП «Организатор пассажирских перевозок» средств, отданных три года назад на оснащение его автобусов бортовыми компьютерами в рамках программы городских властей по автоматизации управления пассажирским транспортом.
Система пока не заработала, но предприниматель в результате другой программы — реформирования транспортной системы — лишился права работать на маршрутах. Вчера Арбитражный суд Татарстана удовлетворил его иск, постановив взыскать с «Организатора пассажирских перевозок» 80 тыс. руб. Не исключено, что прецедентом воспользуются почти 250 бывших участников рынка пассажирских перевозок Казани.
Фарид Саттаров стал первым из казанских предпринимателей, чей иск к «Организатору пассажирских перевозок» вчера удовлетворил арбитраж. Как уже сообщал „Ъ“ (см. номер за 10 апреля), иски также подали Альбина Ибрагимова и Талгат Гилазетдинов. Они требуют возвратить средства, потраченные ими в 2005 году на бортовые компьютеры (БК), которыми городские власти предполагали оснастить все казанские автобусы, включая принадлежавшие предпринимателям «ПАЗы». Стоимость одного комплекта составляла 29,6 тыс. руб. Господа Ибрагимова и Гилязетдинов, имевшие по одному автобусу, передали в МУП АСДУ-А (МУП «Организатор пассажирских перевозок» — его правопреемник) в среднем по 30 тыс. руб., Фарид Саттаров как хозяин двух машин произвел предоплату в 70 тыс. руб. Однако бортовые компьютеры на автобусы истцов установлены не были.
О внедрении автоматизированной системы дистанционного управления автобусами (АСДУ-А) с использованием спутниковой связи казанский комитет по транспорту и связи объявил в 2004 году. Предполагалось, что она позволит осуществлять контроль за подвижным составом: диспетчерская служба должна была следить за отклонениями автобусов от маршрута. Оснащение автобусов БК было условием заключения договора на право обслуживания пассажирских перевозок.
«В идеале до 1000-летия Казани (отмечалось в августе 2005 года) мы должны оснастить бортовыми компьютерами все „пазики“, а их в городе около тысячи», — цитировали СМИ в марте 2005 года прежнего заместителя председателя городского комитета по транспорту Айдара Абдулхакова. Однако АСДУ-А тогда так и не заработала в полную силу. По словам заместителя руководителя МУП «Организатор пассажирских перевозок» Ленара Мухаметзянова, к 1 мая нынешнего года планируется оборудовать бортовыми комплектами до тысячи автобусов (сегодня казанские маршруты обслуживают 1206 машин).
Предприниматели, выступившие с исками, в 2006 году в связи с реформированием системы транспортного обслуживания Казани лишись права обслуживать пассажирские перевозки. Тогда право на обслуживание измененной маршрутной сети было перераспределено на открытых аукционах, в результате чего вместо 256 частных предпринимателей и 9 организаций на рынке остались 19 хозяйствующих субъектов. Истцы утверждают, что их заявления в МУП о возврате денег были оставлены без ответа, а устно им сказали, что «платить не будут». Адвокат перевозчиков Людмила Исламгулова считает, что «средства удерживаются незаконно». А Альбина Ибрагимова утверждает, что пострадавшими являются почти все отстраненные от перевозок предприниматели, так как «бортовые компьютеры оплачивали владельцы автобусов на всех городских маршрутах». «Остальные просто ждут решения по нашим искам»,— сказала она.
Вчера Татьяна Дорошенко, представлявшая интересы «Организатора пассажирских перевозок», заявила в суде о своем несогласии с иском. По ее словам, «исполнитель (МУП) выполнил свои обязательства — бортовые комплекты были закуплены», и заказчик, который «должен был обеспечить подачу подвижного состава к месту работ», о времени проведения которых был «извещен заблаговременно» телефонограммой, не сделал этого «намеренно». Правда, ответчик не смог представить суду доказательства того, что предприниматель действительно был извещен, заявив о том, что «телефонограмма не сохранилась».
По мнению юриста МУП, заниматься перевозками «в бесконтрольной форме» можно было «куда более безнаказанно», так как без бортовых компьютеров «выявить нарушения (перевозчика) невозможно, а в результате каждого серьезного нарушения ставился вопрос о расторжении договора». Юрист считает, что МУП понес убытки, связанные с хранением бортовых блоков, которые за это время к тому же «устарели».
Адвокат господина Саттарова в свою очередь заявила о том, что ее доверитель «не препятствовал установке компьютеров». «Если бы он не предоставил машины для монтажа бортовых блоков, с ним мог быть расторгнут договор на пассажирские перевозки», — отметила адвокат, акцентировав внимание на том, что предприниматель лишился этого права совсем по другой причине — из-за введения новой транспортной схемы. Сам господин Саттаров заявил о том, что «не было никакой телефонограммы». «Я даже сам в одно время звонил — компьютеров не было. Я их в глаза не видел», — сказал он. Также предприниматель сообщил, что «лично ходил к начальнику МУП», требуя или установить компьютеры, или вернуть деньги, на что не получил ответа. По утверждению перевозчика, в то время анонсированная программа «затихла»: «по городу было 1,5 тысячи машин, а компьютеры были установлены только на трех автобусах».
В итоге вчера суд удовлетворил иск предпринимателя, постановив взыскать с МУП «Организатор пассажирских перевозок» в его пользу 80 тыс. руб., из которых 10 тыс. руб. составляют расходы на услуги адвоката. Вчера представители МУП «Организатор пассажирских перевозок» заявили о намерении обжаловать решение арбитража.
"Коммерсант. Волга-Урал" №73 от 29.04.08 |