Е.В.: - Чудакова написала позже меня! Когда я начинала писать детские детективы и не знала, с чем это едят, мне дали почитать английскую писательницу Энид Блайтон. Понравилось.
- Откуда черпаете сюжеты?
Е.В.: - Сюжеты придумываю, а затем наполняю реальными событиями и людьми. Хороший способ избавиться от обид - вывести неприятного тебе человека в книжке.
Г.К: - А я сторонник абсолютного художественного вымысла. Но заставила себя в последнее время завести записную книжку, чтобы не упускать мелочи. Например, знакомый вернулся из Германии, где немного отучился читать по-русски. Идем, видит вывеску, читает: “хатапиус”. Говорю: не “хатапиус”, а нотариус, это он так по привычке на латинице прочитал! Потом вставила это в книжку.
Хочешь угодить - успеха не будет
- Агате Кристи было достаточно Пуаро и мисс Марпл, Конан Дойль - тот вообще ограничился одним Холмсом. А у вас то и дело появляются новые сыщики.
Г.К.: - Никогда не могу ответить, почему мне хочется написать что-то иное. Один герой надоедает читателю.
Е.В.: - Читателю как раз не надоедает!
Г.К.: - Зато надоедает мне. Надо подчиняться внутреннему голосу. Читатели непредсказуемы, поэтому ориентируюсь на себя. Если пытаешься угодить, просчитать, успеха не будет.
Г.К.: - В любом жанре надо найти героя, интересного себе. И читатель должен симпатизировать главному герою. Удастся создать такой образ - считай, что это победа.
- А кого вы считаете лучшим персонажем в детективном жанре?
Г.К.: - Шерлока Холмса! Это загадка - я знаю все и, кажется, наизусть, но начинаю читать - и зачитываюсь. А из современных только Фандорин удался.
Свет в конце
- Книга, где, несмотря на реки крови и горы трупов, все хорошо и всем весело, - сегодня тренд. Отчего бы это?
Е.В.: - Людям хочется немного праздника. Зачастую авторам кажется, что чернуха - это патент на благородство. Снять комедию стыдно! Хэппи-энд - дурной тон!
Г.К.: - На самом деле это просто смешно! Потому что тронуть человека, рассмешить, развеселить труднее, чем разжалобить, вышибить у него слезу.
Е.В.: - Если бы в наше время появился Пушкин и принес каким-то критикам “Метель” или “Барышню-крестьянку”, те бы сказали: “Фи! Поделки, анекдотики!”. Вот вам пример из классики, к которой претензии предъявить сложно. Томас Манн в 24 года написал “Будденброков” - историю гибели семейства. А его последняя незаконченная вещь - это авантюрный роман. Блеск, выплеск света! Человек прошел огромный путь, а в конце увидел свет.
- Оптимизм - это качество врожденное? Может быть, чем больше бед выпадает человеку, тем он легче и радостнее живет?
Е.В.: - Сложно сказать. Глупое время, когда можно упиваться горем, - молодость... и все-таки, наверное, этот дар, способность пережить беду - с рождения! Помню, как у меня погибла мать, сгорела квартира, 84-летнего отца чудом вытащили из огня, и вот нас с ним приютила моя подруга, и утром она наливает мне кофе и кормит яичницей с черным перцем, и мне хорошо, оттого что поела, - видимо, была очень голодной. А ночью казалось, что мир рухнул. Ан нет - если можно еще получить удовольствие от таких простых вещей и жить дальше. Оптимизм - это физиология.
Проживем и без мужчин
- Екатерина Николаевна, когда читаешь ваши книги, такое ощущение, что вам лет двадцать. Как вам это удается?
Е.В.: - Спасибо! Это лучший комплимент! Послезавтра мне будет 62. А удается, наверное, потому что я включена в жизнь и все доставляет радость.
Г.К.: - Вот мы познакомились с Екатериной - и это уже счастье. Сегодня гуляли по вашему Кремлю, и я сказала: “Господи, как хорошо, что мы писатели и по профессии своей можем поездить!”.
Е.В.: - Вкусно поели, не обхамили - уже хорошо.
Г.К.: - А еще секрет в том, что мы - женщины самостоятельные. Это важно, ведь зависимость от мужчины - страшная вещь. |