Алина КАДЫРИНА

Как застолбить место на перенасыщенном сегодня рынке детективной женской прозы? Причем не следовать в фарватере Марининой, Устиновой и Донцовой, а найти свой жанр и выработать свой стиль. Писательницам Екатерине Вильмонт и Галине Куликовой это удалось. Екатерина Вильмонт заняла нишу детского детектива и женского романа, а Галина Куликова изобрела новый жанр - гротескный и водевильный “шоу-детектив”.
Во время нелегкого освоения книжного рынка два автора подружились так, что с читателями теперь предпочитают общаться на пару. Во вторник писательницы побывали в гостях в гипермаркете “Книжный двор”. Конечно, вдвоем.
УТП
- Почему вы вдвоем?
Е.В.: - Потому что точно не подеремся!
Г.К.: - Мы очень позитивные. Не скандалим и хорошо ладим между собой. До Казани побывали в Питере, Воронеже, Ельце. Идея этого совместного тура принадлежит издательству “АСТ”. Писатели ведь редко общаются между собой.
- Сейчас полки ломятся от детективов и женских романов. Неужели здесь можно еще что-то сказать?
Е.В.: - Без ложной скромности скажу, что на российском рынке авторов женского романа просто нет. Люди более-менее образованные и способные считают ниже своего достоинства заниматься этим жанром. Все, кроме меня. Но ведь можно опускаться до жанра, а можно поднимать жанр до себя, чем я и занимаюсь.
Г.К.: - У издателей это называется УТП - уникальное торговое предложение. Побочным продуктом моего творчества является юмор. Начала писать совершенно серьезные детективы, а издатели увидели, что это весело, и предложили сделать забавный детектив фирменным жанром.
Если вы так пишете - это катастрофа
- К издателям сложно предъявить претензии. Им важен тираж!
Е.В.: - Сегодня нет экспертов, способных оценить качество написанного. Издатели не смотрят на качество, ценят тиражи, а тиражи с качеством зачастую не совпадают. Например, является в издательство какой-нибудь хрен с горы. Он написал книжку, плохую, но он публичный человек, звезда - и поэтому его издают.
Г.К.: - Сейчас умирает профессия “редактор книги”. У меня нет редактора рукописи, потому что просто нет человека, способного делать эту работу!
Е.В.: - Раньше в редакторы шли несостоявшиеся писатели, сейчас - недоученные девочки. Например, у меня в книжке было всем известное выражение “говна пирога”. Редактор зачеркнул и написал сверху: “говна пирОга?”. Потому что языка, выражения этого он не знает, зато вот знает, что есть такая лодка - пирога. То, что происходит сегодня с грамотностью, с культурой речи и письма - чудовищно. Как-то девочка написала мне на сайт письмо с благодарностью, но там три раза встречается слово “спосиба”! Я ответила: “Если ваша орфография - прикол, я этого не понимаю, а если вы так пишете на самом деле - то это катастрофа”.
- Может быть, автор должен сам прежде всего нести ответственность за свой текст?
Е.В.: - У нас есть внутренний цензор. Мы не халтурим. Но существует стереотип - если эту книгу читают женщины, значит, она второго сорта.
Г.К.: - Многие издания не будут брать у нас интервью просто потому, что мы женщины и пишем развлекательные книги.
Е.В.: - Только один человек - писатель и журналист Дмитрий Быков, четырежды представляя меня за часовую радиопередачу, назвал меня прозаиком, а не автором любовных романов, как это водится. Млела как дура! Я себя не ощущаю писателем второго сорта, потому что в своем жанре никого даже близкого ко мне нет. Зато стереотип есть. Но все бывает хорошим и плохим, а не серьезным или легким. Вальсы Штрауса не хуже симфонии.
Г.К.: А детские детективы - вообще новинка для нашей литературы.
- Детские детективы начали писать американцы и англичане в 1940-х. А у нас, помнится, был опыт у Мариэтты Чудаковой. |