17.04.08От спутника налево не уедешь |
Нередки и случаи, когда в дороге требуется срочная медицинская помощь. Так, в декабре у одного из пассажиров автобуса "Казань - Челны" начался острый приступ аппендицита. Диспетчеры передали информацию о происходящем в службу "Скорой", и в итоге больной на реанимобиле был отправлен на операцию, а автобус продолжил движение по маршруту.
- У миндортранса подписано соглашение с минздравом и МВД, и наши звонки они обслуживают в первую очередь, - утверждает директор центра управления перевозками Ильдус Усманов. - Конечно, водитель и сам может связаться по сотовому телефону с милицией и "Скорой", но, во-первых, для этого ему нужно остановить движение, а во-вторых, в районах Татарстана много "провалов" по связи. Наша система использует не только каналы сотовых операторов, но и спутниковую связь GPS/Глонасс.
Среди новых, пока не используемых возможностей спутниковой системы, - составление оптимального маршрута из пункта А в пункт В и сопровождение водителя, когда диспетчер выступает в качестве штурмана.
На железнодорожном вокзале мы познакомились с водителем чистопольского автобуса Николаем Александровым. Его "пазик" к GPS должны подключить со дня на день, но больших изменений в своей работе водитель с 26-летним стажем не ждет: "Может быть, будет спокойнее ехать, зная, что ты не один, а вообще, было бы здорово, если бы о плохих участках дороги сообщали". А вот шоферы из Нижнекамска новинку уже опробовали, говорят: "Устали от сообщений диспетчера о превышении скорости" и интересуются, не будут ли данные спутника передаваться в ГАИ? "Не будут", - отвечают в Миндортрансе РТ. Но дают понять: за водителей-нарушителей спросят с владельцев ПАТП.
Уклониться от установки датчиков предприятиям, работающим на междугородных маршрутах, не удастся - в Татарстане эта мера объявлена обязательной. Но закупать шпионскую технику самостоятельно транспортникам не нужно - республика взяла на себя расходы по товарному кредиту в размере 27 миллионов рублей. Однако за установку и обслуживание системы платить придется. Как уверяют в центре управления перевозками - работают они без наценки.
В месяц наблюдение за одним автобусом обходится предприятию в 1,5 - 2 тысячи рублей. "Пока для нас одни затраты, которые нам придется компенсировать за счет повышения стоимости билетов, - сказал заместитель директора КПАТП-1 Роман Иванов. - Да, в случае ЧП эта техника здорово выручит, но при ежедневной работе большой необходимости в ней нет на пассажирском транспорте".
Водители-вредители
В отличие от пассажирских автобусов с утвержденным маршрутом и графиком движения грузовые потоки перемещаются более свободно. И по словам профессионалов, у дальнобойщика всегда есть возможность дополнительно заработать: преувеличить пройденное расстояние и сэкономить в расходах на топливо, взять левый груз или поделиться частью хозяйского, к примеру, цементом. Вот тут-то подключение к спутниковой системе окупается на 200 процентов, и у владельца есть возможность следить за прохождением груза, фиксируя пройденный километраж, места остановок на трассе и незапланированные отклонения от маршрута. Кстати, подобный контроль за школьными автобусами быстро отбил желание у завхозов ездить за картошкой на спецтранспорте.
Конечно, подобная бдительность нравится не всем. Так что время от времени водители пытаются вывести датчики из строя: то "массу" на ходу отключат - и по сетям "гуляет" высокое напряжение, то антенну повредят, то разъем расшатают. А потом из своего кармана оплачивают ремонт и покупку нового оборудования - весь комплект в зависимости от сложности стоит от 24 до 34 тысяч рублей.
Разработками Татарстана заинтересовались коллеги из Чувашии и Самарской области. И не исключено, что скоро казанские диспетчеры будут "рулить" транспортом и в соседних регионах.
"Вечерняя Казань" №59 от 16.04.08 |