10.04.08На весенней волне | Тимур ЛАТЫПОВ
Завтра у речников Татарстана начинается навигация. Впрочем, с нынешнего года к этому слову добавляют “водоизмещающая” или “летняя”, потому что наши речники впервые “плавали” и зимой.
Напомним, что 27 декабря началась регулярная эксплуатация (по пилотному маршруту Казань - Верхний Услон) судна на воздушной подушке (СВП) “МАРС-2000” пассажировместимостью в 18 человек. О приобретении таких машин в республике задумывались давно. Главным сторонником идеи был известный казанский капитан Геннадий Петрович Коклев (его имя и носит первое СВП). Эти суда предназначены для перевозок пассажиров по ледовым, снежным, водным и грунтовым поверхностям. Единственное ограничение - не должно быть острых торосов и камней.
Одно из главных достоинств судна в том, что ему для высадки и посадки людей подойдет и необорудованный берег. Стоит “МАРС” 12 миллионов рублей. Казанское судно взято в лизинг, в чем ООО “Казанское речное пассажирское агентство” помогло правительство республики. Как сказал перед первым рейсом генеральный директор агентства Александр Бабурин, если пилотная эксплуатация будет успешной, парк “МАРСов” расширят, будет развиваться и маршрутная сеть.
И итоги зимней навигации радуют. С января по апрель на “МАРСе” при загруженности в 90% было перевезено 16,5 тысячи пассажиров - примерно на такую цифру и рассчитывали. Как говорит Александр Михайлович, люди уже привыкли к необычному судну и очень просят оставить маршрут и на летний период: “Отзывы самые лестные, многие приходят, благодарят, говорят, что давно такого ждали”. Пассажиров можно понять. На путь от Казани до Верхнего Услона у “МАРСа”, развивающего над снегом скорость в 70 км/ч, уходило меньше пятнадцати минут, а ехать на автобусе - полтора часа. По воде “МАРС” будет идти помедленнее - 55 км/ч, но это все равно гораздо быстрее, чем на классическом пригородном судне. Не отталкивает и цена билета - 50 рублей (столько же стоит автобусный билет, а поездка по этому же маршруту на водоизмещающем судне - 40 рублей), она, кстати, пока такой и останется.
В эксплуатации судно показало себя хорошо, хотя были и поломки, в основном двигателей, о чем нижегородскому заводу-производителю были сделаны замечания. Впрочем, это стандартная процедура. К тому же надо учитывать, что производящиеся штучно “МАРСы” (сегодня в России работают одиннадцать таких судов) еще несколько сыроваты. Но пассажирам гарантирована полная безопасность. При поломке одного двигателя СВП может идти на втором. Для повышения живучести катера применены надувные секционированные борта большого объема. В общем, дойти до берега можно в любом случае. Так что, учитывая вышесказанное, к следующей зиме планируется приобрести второе СВП.
С началом летней навигации “МАРС” еще некоторое время будет ходить до Верхнего Услона, а затем его выведут на профилактические работы. К июлю - разгару отпускного сезона - СВП пустят на маршрут до Зеленого Бора. Возможно, по заявкам оно будет совершать и экскурсионные рейсы до Свияжска.
Всего же в летнюю навигацию будут работать 22 пассажирских пригородных и 7 экскурсионных судов. Несмотря на очевидные трудности, связанные со старением парка, речникам удалось сохранить всю технику, как и маршрутную сеть. Но вот цены на билеты, хотя и не сразу, но неизбежно вырастут - на 15-20%.
"Время и деньги" №64 от 10.04.08 |