04.04.08Такую Казань можно увидеть только на картинах | Айсылу КАДЫРОВА
В выставочном зале при музее Амира Мазитова, что на улице Дзержинского, открылась персональная выставка казанского художника Евгения Канева. В экспозиции - 50 работ, выполненных в редкой технике: художник пишет гуашью по сырой бумаге. Грубая "плакатная" краска в картинах Канева ощутимо передает и нежную дымку утра, и тающие сумерки, и переливчатые лучи солнца...
В нашем художественном училище Канев окончил театральное отделение, его первым местом работы стал Барнаульский драматический театр. В 1974 году он переехал в Москву, где на киностудии им. М. Горького был и декоратором, и художником комбинированных съемок, и художником-постановщиком. Он принял участие в создании более двадцати фильмов, среди которых "Эскадрон гусар летучих", "ТАСС уполномочен заявить...", "Черная акула", "Идеальное преступление"... Сегодня Канев - свободный художник.
Любимый жанр Евгения - пейзаж. Но в экспозиции встречаются и живописные коллажи, это своего рода фантазии художника, причем реалистичные - узнаваемые. Например, на картине "К 200-летию Казанского университета" он запечатлел фрагмент фасада главного здания КГУ и спешащих современных студентов. А поверх "картины нашего времени" - тонко, черной тушью - приметы былого: фаэтоны, запряженные лошадьми, гуляющих горожан в дореволюционных одеждах...
Интересен коллаж, посвященный Казани: все пространство картины "заполнено" старинными двориками деревянных домов. На листе они расположены не хаотично, а "этажами". На самом верхнем "этаже" обращаешь внимание на окна избушки: в одном отображается минарет мечети, в другом - луковка православной церкви. В живописных двориках средних "этажей" есть место и людям, по их одеждам и аксессуарам нетрудно определить, из какого они времени: вот жители довоенной Казани, вот "шестидесятники"... А первым "этажом" художник сделал резные деревянные ворота, на которых сидит веселая птичка и лежит жирный кот - сценка без срока годности, живописный синоним уюта...
Канев всегда пишет в мастерской - по памяти и по фотографиям. Фотографирует сам: сразу видит, что и как стоит запечатлеть потом на картине. Именно так появились картины из цикла "Соловки", "Старая Казань". Причем серию "Старая Казань" искусствоведы считают уникальной не только из-за мастерства художника. Сегодня эту Казань можно увидеть лишь на картинах Канева, в реальности она утрачена.
"Вечерняя Казань" №51-52 от 4.04.08
|