Сардар ВАИСОВ | ВАИСОВ Cардар (Гайнан Ваисов). (1878 – 1918). Лидер национально-освободительного движения, известного под названием ваисовского.
Его отец - народный вожак, философ и поэт Багаутдин Хамзин- Ваисов (1804-1893гг.) – уроженец аула Мулла иле (ныне с. Молвино Зеленодольского района ТАССР), основатель религиозного движения “Фиркаи Наджия” (“Партия Избавления”). Русский востоковед и общественная деятельница Е.В. Молоствова так писала о нем в энциклопедии “Мир ислама”: “По отзывав всех лиц, еще помнящих старика Багаутдина , это был человек очень высоких нравственных качеств и большой эрудиции. Первоначальное образование он получил при медресе в Казани, затем ездил на Восток, в Туркестан и Бухару…, не пропуская случая пополнить свое образование беседами с учеными единоверцами и покупкой редких книг и рукописей”.
Ваисовское течение не признавало царских властей, суда, налогов, службы, мулл, поддерживающих самодержавие, требовало восстановления Булгарского государства, отмены третирования булгар, установления народовластия и свободы вероисповедания. После ряда ожесточенных крестьянских восстаний, поднятых ваисовцами в Казанской губернии в начале 80-гг. ХIХ в., царизм решил разгромить ваисовскую Мусульманскую Академию в Казани. 1884г. наряды полиции и толпы татарских черносотенцев обложили Академию Багаутдина, защищенную мощным забором. После семидневной осады и перестрелки с ваисовскими бойцами карателям удалось взять штурмом и разгромить цитадель движения. Шестилетний сын Багаутдина Гайнан (Гинанутдин) чудом остался в живых и нашел приют в семьях уцелевших ваисовцев, а сам основатель движения был заключен в Казанскую окружную психиатрическую лечебницу – и мученически скончался там в 1893г.
Однако подавить ваисовское движение царизму не удалось. И в 90-х годах ХIХ века поднималось одно восстание за другим. Через несколько лет охранке удалось схватить 16-летнего Гайнана, находившегося в подполье. Он был сослан в Сибирь, в 1895г. – на остров Сахалин, откуда возвратился в г. Казань в 1906г. Таким было начало революционного пути Г.Ваисова (1878-1918гг.), занявшегося после своего возвращения пост “сардара” – руководителя “Фаркаи Наджия”. Он восстанавливает в Казани “Мусульманскую Академию” и становится настолько выдающимся деятелем движения, что в народе партийное звание Гайнана сделалось его именем – Сардар.
Сардар Ваисов много лет состоял в дружеской переписке со Львом Толстым, встречался с ним, писатель даже оказывал Мусульманской Академии денежную помощь.
23 октября 1910 года состоялся суд над ваисовской партией. Он приговорил Сардара Ваисова к четырем годам тюремного заключения с последующем поселением, а двенадцать его товарищей – к ссылке в Сибирь. Это не останавливает мощное развитие ваисовского движения, которое после революции 1905 года очень сблизилось с марксистским движением в России.
Февральская революция 1917г. освободила Г. Ваисова из сибирской ссылки. Сардар приезжает в Казань и немедленно предлагает городскому комитету РСДРП (б) союз для совместной борьбы с угнетателями народа. В апреле 1917г. в Казани собрался 1 съезд волжских болгарских мусульман, созванный “Фиркаи Наджия”. Съезд требовал немедленного прекращения войны, заключения мира без аннексий и контрибуций, созыва мирной конференции из представителей народа. В октябрьские дни ваисовцы также шли рука об руку с большевиками, помогая им устанавливать Советскую власть в крае. С утверждением власти Советов “Фиркаи Наджия” получает название “Совета волжских болгарских мусульман” и активно включается в работу органов народной власти.
Во время подавления забулачной республики был убит. 8 марта 1918г., по решению Революционного штаба Казанского Совета и Комиссариата по Мусульманским делам, состоялись революционные похороны Ваисова в Кремлевском сквере возле башни Сююмбеки. |