01.04.08Слезы королевы ужей | Татьяна ВАЛЕНТИНОВА
В Государственном музее изобразительных искусств РТ работает выставка "Золото Балтики". Она прибыла в Казань из Калининградского областного музея янтаря и включает в себя около 200 произведений янтарного искусства.
Экспозиция делится на две части: естественно-научную и художественно-историческую. В первой представлены коллекции "солнечных камней", уникальных по весу, форме, цветовой гамме, степеням прозрачности. Часть коллекции составляют образцы янтаря с включениями насекомых и остатков растений. Во второй - украшения и предметы быта из янтаря. Часть экспонатов - это произведения художников второй половины XX - начала XXI веков. из Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы и Латвии. Здесь представлены ювелирные украшения - броши, браслеты, гривны, а также мелкая пластика.
Янтарь, известный с глубокой древности, пришел в Россию довольно-таки поздно. В древнерусском языке слово "янтарь" (в форме "ентарь") появилось в начале XVI века. По-латышски янтарь - дзинтарас, по-литовски - гинтарас.
С незапамятных времен люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при разных болезнях. Церковный реформатор Мартин Лютер верил, что янтарь защищает от образования камней в почках, и всегда носил в кармане кусок окаменелой смолы. Одна из медицинских рекомендаций 1680 года гласила: "Полоскание, приготовленное из янтаря, помогает от закупорок в голове". Если смешать растертый янтарь с медом и розовым маслом, получится эффективное средство от глазных болезней. В те времена, когда стекло еще не умели делать достаточно прозрачным, из шлифованного янтаря изготавливали очки и лупы.
"Boernstein", "горящий камень" - так на древне-немецком языке назывался янтарь в XIII веке. Дым подожженного янтаря не только снимал боли в сердце и помогал при ревматизме, но и мог служить заменителем фимиама. Не случайно бранденбургско-прусские короли в XVII веке присвоили себе монопольное право собирать ценный дар природы. Жителям побережья это было строжайшим образом запрещено - под страхом тюрьмы и даже смерти!
Знатоки различают около двухсот пятидесяти разновидностей янтаря, от "морского" до "земляного", который находят на Янтарном берегу. Прозрачные ("чистые") и матовые самородки сортируют, для того чтобы выявить так называемые "бастарды", сочетающие в себе оба этих свойства. О водянисто-прозрачных говорят, что они "цвета льда", беловато-матовые камушки называют "костяными" - вообще, оттенков янтаря ничуть не меньше, чем цветов в спектре. Причиной такого цветового разнообразия обычно становятся различные вкрапления, например, серный колчедан или водоросли, которые придают янтарю зеленоватый оттенок. Если внутри самородка застыло множество воздушных пузырьков, он приобретает белый пенистый цвет. Некоторые минералы могут даже обеспечить янтарю особый серебристый отлив.
С янтарем в древности связывали множество поверий, а с происхождением камня - красивые легенды. Одна из них, литовская, об Эгле, королеве ужей.
...Красавица Эгле, повелительница ужей, полюбила охотника, но родственники разлучили возлюбленных. И тогда Эгле от тоски словно застыла, стала высокой елью, она стояла на берегу моря и плакала, а ее слезы, падая в воду, превращались в янтарные камешки.
Сейчас "слезы королевы ужей" - благодатный материал для художников и ювелиров, подтверждением чему является выставка в музее ИЗО.
"Время и деньги" №57 от 1.04.08 |