21.03.08Сколько стоит школьный мячик | Марина ЮДКЕВИЧ
Вчера Счетная палата РТ (СП РТ) представила вниманию комитета по культуре, науке, образованию и комитета по бюджету Госсовета РТ результаты проведенного ею аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных с 2004 года до конца первого полугодия 2007-го на укрепление материально-технической базы и компьютеризацию средних школ. Проверке были подвергнуты само Министерство образования и науки РТ и 72 средние школы в восьми районах республики и двух районах Казани.
За 3,5 года на эти цели в Татарстане направлено 330,2 млн. рублей. Много это или мало - вопрос сложный. Вроде мало - это если учесть, что всего на образование за это время выделено около 7,4 млрд. рублей и что доля образовательного бюджета, направляемая на эти цели, с каждым годом уменьшается, а доля расходов на содержание министерского аппарата, наоборот, с каждым годом растет. А если иметь в виду, что общий объем выявленных СП РТ нарушений составил 81 млн. рублей (получается, что трата каждого 4-го рубля хоть какими-нибудь нарушениями да сопровождалась) - выходит, что денег было слишком много...
Впрочем, денег, как известно, много не бывает, но даже большие деньги, бывает, идут не впрок. СП РТ обнаружила, что более чем в половине проверенных школ спортоборудование и инвентарь (брусья, бревна, "кони", "козлы" и прочие маты...), полученные еще в 2005 году, даже не распакованы. А вот баскетбольные, волейбольные и футбольные мячи распаковали и даже пытались использовать по назначению... Но недолго: оказалось, что больше двух месяцев эти изделия не живут. И неудивительно, ведь вместо предусмотренных госконтрактом фирменных мячей стоимостью 400 - 600 рублей за штучку министерство согласилось принять от поставщика другие, раза в два с половиной дешевле. Они, правда, тоже круглые... но этим, очевидно, их сходство с нормальным мячом и исчерпывается.
Но, казалось бы, уж совсем не трудно отличить высокое гимнастическое бревно от напольного. Делается это так: образовательному начальнику следует завязать глаза, подвести его (ее) к снаряду, развязать глаза и предложить пройтись по бревну. Если соглашается, значит, бревно напольное, ну а начинает пятиться, крича про завышенные физкультурные нормативы, значит, перед нами то, что нужно. Но, как видно, этот простейший тест не был проведен, и вместо необходимых высоких бревен школы получили напольные, подешевле. И так же, как и в случае с мячами, разницу в цене между более дорогим оплаченным и более дешевым полученным товаром (в общей сложности - около 7,3 млн. рублей) органы управления образованием с поставщиков не востребовали.
Председатель бюджетного комитета Госсовета Илсур Сафиуллин заметил, что подобные фатальные несовпадения между желаемым и получаемым в ходе госзакупок происходят из-за централизации этого процесса в руках министерства: "Если мы не сделаем директора школы полноценным центром ответственности за школу, так и будет продолжаться".
Но по крайней мере напольное бревно безопаснее высокого, да и дешевый мяч никого не зашибет до смерти - сам лопнет. Но бывает экономия, которая не просто сомнительна в смысле финансовой чистоты, а опасна для жизни. Когда пару лет назад в России стали возгораться общественные здания, в Татарстане была проявлена страшная государственная обеспокоенность, и в 2006-м перед началом учебного года даже дали из бюджета около 7,5 млн. рублей на проведение противопожарных мероприятий в школах... Деньги эти к моменту проведения проверки СП РТ, т.е. больше года спустя, так и не были использованы по назначению.
А 5 миллионов на установку в школах "тревожных кнопок" бюджет РТ выделил в сентябре 2005-го - в первую годовщину событий в Беслане. Деньги не использованы...
Зато в школах Татарстана имеются 1579 компьютерных классов. Правда, четверть из них вообще не имеет обязательных санитарно-эпидемиологических паспортов (так что какой там, допустим, уровень излучения, не знает никто). Даже в Авиастроительном районе Казани, не столь удаленном от центров цивилизации, например, от Минобрнауки РТ, из 19 компьютерных классов 18 не имеют этих паспортов соответствия.
СП РТ также подсчитала, что около 80 процентов школьных компьютеров изношены уже более чем на 80 процентов, а около 42 процентов компьютеров имеют класс ниже Pentium 2. На значительном количестве этих "машин" специалисты вообще не берутся установить современные программы. О современных информационных технологиях при таких обстоятельствах говорить как-то затруднительно.
Но трудно - не значит невозможно, для нашего человека вообще невозможного мало. Как подчеркнул на обсуждении отчета Счетной палаты в Госсовете РТ первый замминистра образования и науки РТ Данил Мустафин, чуть не 70 процентов опрошенных в ходе аудита школьных учителей уверенно отвечали, что "укрепление материально-технической базы, внедрение компьютерной техники и современных информационных технологий позволяет повысить качество обучения"! Возможно, они говорили это в абстрактно-предположительном смысле. Но не исключено, что этот выдающийся оптимизм вызван тем обстоятельством, что на должности преподавателя информатики в некоторых татарстанских школах можно обнаружить не только физика, филолога, психолога и учителя начальных классов, но и преподавателя труда или физкультуры.
"Вечерняя Казань" №42-43 от 21.03.08 |