21.03.08Казань обетованная |
Поскольку TMI - компания маркетинговая, она рассматривает туризм как продукт, который надо создать и продать определенным потребителям под соответствующим узнаваемым брендом. Потому что вы не купите суперкачественную сметану (даже дешевую), если вам ничего не говорит ее название. В данном случае, с точки зрения маркетинга, между молочным и туристическим продуктом особой разницы нет - чтобы туристы соблазнились приездом именно в наш древний город (при том, что в России-матушке мы не одни такие древние и красивые), они должны хотя бы знать название поселения и где оно расположено на карте. Но - не знают. (Татарстан наконец-то перестали путать с Казахстаном, но мы по-прежнему ассоциируемся в основном с нефтью, а место расположения Казани на карте остается terra incognita для иностранцев.) И это, по словам господина Джонсона, является самым большим минусом для Казани на данном этапе - далее по степени негативного влияния идет проблема плачевного состояния всех транспортных “ворот” города (и, соответственно, отсутствие достаточных и эффективных маршрутов). Кроме того, нам не хватает поводов для всесезонного приезда: летом - Сабантуй, зимой - балет. Интересно, как иностранцы восприняли бы праздник зимнего плуга?
Информационная проблема решаема - в частности, посредством Интернета, а также запланированного участия Казани в международных и российских туристических выставках (одна из них, ITB, прошла в Берлине). Хотя и здесь следует отметить, что, например, стенд Самары на казанской туристической выставке в прошлом году выглядел куда более представительно и предлагал куда больше турпродуктов и инфоматериалов, чем казанская экспозиция. Авторитетный эксперт в области внутреннего туризма, генеральный директор группы компаний “Владинвесттур” Владимир Шаров оценивает сегодняшнюю презентабельность Казани на 60%, отмечая, что до 1000-летия положение дел было просто удручающим. Однако директор TMI Роджер Джонсон уверен, что самой большой и непоправимой ошибкой для нашего города будет уничтожение ветхих старинных зданий и сооружений, что еще остались в нашем городе после активной подготовки к Миллениуму. Роджер Джонсон понимает, что ломать - не строить и тем более не реставрировать. Однако, по его словам, Европа уже проходила погоню за новой архитектурой еще в 60-х годах прошлого века. Теперь в Европе одумались... А как насчет нас?
Теория уникальности
“Мы нужны друг другу”, - заявил Владимир Леонов на февральском туристическом семинаре-совещании представителей муниципалитета и гостиничного рынка и призвал отельеров к более тесному сотрудничеству с властью. Действительно, многие российские (да и международные) эксперты по приезде в Казань поражаются, как много муниципалитет “носится” с представителями туристического бизнеса. Однако, по мнению Екатерины Гараниной (управляющая компания “Accord”, г. Москва), наш регион до сих пор воспринимается со стороны как несколько закрытый, со своими самобытными особенностями. Поэтому, мол, российские туроператоры вам доверяют, но проверяют.
Кроме того, как считает госпожа Гаранина, в Казани многие участники рынка до сих пор считают маркетинговый подход чем-то вроде модной пустой болтовни, не желают слушать и слышать новое. Данное явление нашло отражение в SWOT-анализе компании TMI, где британские эксперты деликатно отмечают общую низкую культуру общения и сервиса, слабый информационный ресурс. У коммерсантов свои задачи, и они не всегда совпадают с желаниями муниципалов. Например, в части сбора той же гостиничной статистики, которая так необходима мэрии и которую так неохотно предоставляют отельеры. Многие не хотят тратиться на дорогостоящую услугу он-лайн-бронирования и так далее. По мнению Владимира Шарова, местная ценовая политика неразумно высокая и является таковой не в силу высокой себестоимости услуг, а в результате нехватки знаний у местных структур об организации массового турпотока (75% которого - клиенты уровня 3*).
Российские эксперты от туризма, зачастившие последнее время в Казань, едины в том, что отрасль в течение ближайших двух-трех лет ждет крупное потрясение от перехода на международные стандарты работы. С этого момента стандарты качества будут определяться конкуренцией регионов. Вопрос в том, насколько к тому времени Татарстан и, в частности, Казань научатся себя красиво подавать и выгодно продавать, если только не будут во всем полагаться лишь на собственную относительную уникальность. |