21.03.08Казань обетованная | Наталья СУХОРУКОВА
19 марта в Казани начала работу итоговая коллегия Ростуризма. В программе запланировано посещение основных туристических объектов столицы Татарстана с целью их экспертной оценки. Вероятно, сенсаций ждать не стоит. Приглашенные специалисты с завидным постоянством заявят об огромном туристическом потенциале города (который, словно куколка, никак не может превратиться в бабочку), а представители местной администрации вновь оптимистично продекларируют об уникальности Казани.
Галопом по Казани
- Казанский Кремль, как и прежде, занимает всего двенадцать с половиной гектаров. Это - сердце нашего города, цитадель власти. Позади, слева остается оригинальное здание нашей пирамиды и “летающая тарелка” казанского цирка... - слышится благостный голос экскурсовода Надежды Секретовой. Головы десятка пассажиров большого экскурсионного китайского автобуса, слегка разморенные теплом салона, поворачиваются влево. Так начинается обзорная экскурсия по городу - стандартный пакет достопримечательностей, предлагаемый большинству туристов.
Тем временем автобус пробирается по узким, стареньким улочкам в исторический центр города, сквозь сугробы и автомобили, припаркованные здесь почти перпендикулярно к тротуару. Несмотря на воодушевленные комментарии экскурсовода, местность производит гнетущее впечатление. Многотонный автобус неожиданно тормозит, а водитель едва сдерживает рвущиеся непечатные выражения. Туристы снова вернулись в реальное время - на Вишневского народ паркуется, словно коней в ауле привязывает.
По словам госпожи Секретовой, отсутствие культуры вождения, поведения и парковки на городских дорогах, даже в отношении наполненного людьми огромного туристического автобуса, снижает эффективность демонстрации. Между тем маршрут той или иной экскурсии утвержден в ГАИ и хорошо известен, но не будут же туристы ждать приезда эвакуатора!
Польза от экскурсии по Казани несомненна - она развивает воображение туристов. Экскурсовод постоянно рассказывает о том, что было здесь когда-то, но чего уже нельзя увидеть сейчас, и предлагает это себе представить. Например, Суконку, которая ушла (вернее, ее “ушли”) в прошлое. Вдоль пустынной улицы, мимо новых красивых особняков с многочисленными объявлениями “Аренда” гуляет ветер. Но не все потеряно! Оказывается, желающие увидеть древнюю “деревянную” Казань могут изучить ее на примере комплекса “Туган авылым” - именно здесь, по словам экскурсовода, сохранился старинный образ города. Вообще, веяние современности - реклама - тонкой, но прочной канвой вплетается в повествование экскурсовода о древности и истории.
Попав на набережную озера Кабан, слышим местную городскую легенду о покоящихся на дне озера несметных ханских сокровищах под 12-метровым (!) слоем ила. Возможно, при этих словах туристы обычно заинтригованно перешептываются, однако заниматься в Кабане дайвингом в поисках древнего золота им не рекомендуется. На днях в этом водоеме вверх брюхом всплыла рыба, и причина ее гибели пока не установлена.
Миновав Казанский университет, спускаемся с Кремлевской на Чернышевского. Огромное здание бывшей гостиницы “Казань” зияет дырами окон и напоминает древнюю крепость после осады. Наш экскурсовод сообщает, что здесь “ведется реконструкция”. Еще бы добавить, какой год подряд она ведется. Однако это мелочи. Главное - уметь выгодно презентовать город и сделать из Казани “конфетку” - хотя бы в сознании гостей.
Что общего между сметаной и туризмом
В конце прошлого года столицу Татарстана посетили представители британской маркетинговой компании TMI во главе с генеральным директором господином Роджером Джонсоном (повторный приезд экспертов ожидается в апреле - мае этого года). Данную компанию, имеющую богатый опыт “раскручивания” местных туристических продуктов с нуля и до небес успеха, муниципалитет Казани выбрал в качестве экспертного партнера в вопросах становления города как туристического центра. В свою очередь, специалисты компании провели так называемый SWOT-анализ - перечень сильных и слабых сторон нашего города с точки зрения развития туризма. |