20.03.08Сочувствие «Счастливым временам» | Любовь ШЕБАЛОВА
ООО «Казанский жировой комбинат» (КЖК) и набережночелнинская компания «Счастливые времена» завершили спор о правомочности производства майонеза с перепелиными яйцами. «Счастливые времена» заключили с КЖК лицензионное соглашение, согласившись отчислять ему 45 млн руб. роялти в месяц. Однако этому примеру не собирается следовать елабужское ЗАО «Эссен Продакшн АГ», которое подало встречный иск в арбитраж, считая, что рецептура выпускаемого КЖК майонеза повторяет их «Провансаль» «один в один».
Вчера руководство входящего в группу «Нэфис» ОАО «Казанский жировой комбинат» на пресс-конференции сообщило о завершении конфликта с набережно-челнинским ООО «Счастливые времена», с которым оно вело тяжбу в арбитраже с апреля 2007 года. КЖК обвинял «Счастливые времена», которые в 2006 году вышли на рынок Татарстана с новой маркой майонеза — «Ермак с перепелиными яйцами» — в нарушение исключительных прав КЖК на рецептуру майонеза с использованием перепелиных яиц, которую предприятие запатентовало годом ранее. В итоге суд (были пройдены три судебные инстанции, включая Федеральный арбитражный суд Поволжского округа) запретил «Счастливым временам» производить майонез на перепелином яйце.
Председатель совета директоров КЖК Дмитрий Самаренкин вчера на пресс-конференции рассказал, что на прошлой неделе КЖК собирался подать иск в размере 900 млн руб. к «Счастливым временам», но компания «полностью признала свою вину», «принесла официальные извинения» и стороны заключили мировое соглашение. Как пояснила начальник правового управления ОАО «Нэфис Косметикс» Юлия Благиных, «по условиям соглашения „Счастливые времена“ обязались выплатить компенсацию» (ее размер стороны держат в тайне), последняя часть которой поступила на расчетный счет КЖК «буквально вчера». Причем, по словам госпожи Благиных, сумма компенсации была снижена, «так как это было добровольное обращение». Набережночелнинская компания подписала с КЖК лицензионный договор, по условиям которого за использование изобретения она обязалась выплачивать роялти в размере 45 млн руб. в месяц.
По словам госпожи Благиных, это только «одна из развязок конфликтов с пиратами».
Не закончен процесс КЖК с елабужским ЗАО «Эссен Продакшн АГ», которое с прошлого года производит майонез «Махеевъ», в рецептуре которого также используются перепелиные яйца. Дмитрий Самаренкин говорит, что «речь идет о воровстве интеллектуальной собственности, измеряемом огромными суммами». Только на продвижение майонеза этой марки предприятие, по его словам, потратило более 1 млрд руб. «У нас забирают большую долю рынка», — отмечает он. По мнению господина Самаренкина, цель пиратов — «остановить объем продаж своего конкурента».
Рассмотрение иска КЖК к «Эссен Продакшн АГ» в арбитражном суде Татарстана в настоящее время приостановлено для проведения экспертизы. «Наш иск о возмещении компенсации к компании „Эссен Продакшн АГ“ будет исчисляться сотнями миллионов рублей», — пообещал господин Самаренкин.
По данным маркетинговой компании AC Nielsen, в 2007 году КЖК занимал 5,4% российского рынка майонеза, в том числе 23% рынка в высоком ценовом сегменте. По тем же данным, доля «Эссен Продакшн АГ» составила 14%, доля «Счастливых времен» — 5%.
Между тем «Эссен Продакшн АГ» предприняла контрмеры, обратившись в УФАС с заявлением о нарушении КЖК закона «О защите конкуренции» и со встречным иском — в арбитраж. Как рассказал вчера генеральный директор «Эссен Продакшн АГ» Леонид Барышев, рецептура майонеза Mr.Ricco от КЖК повторяет их «Провансаль» «один в один».
При этом господин Барышев отмечает, что «эта рецептура известна в СССР с 1963 года и прописана во всех ГОСТах. Единственная разница — в них нет ссылки на происхождение яйца. Это все равно, что получить патент на закат солнца».
«Мы этой рецептурой пользуемся уже 10 лет, а КЖК зарегистрировал ее всего три года назад», — говорит Леонид Барышев. «По закону мы имеем право преждепользования, но оно устанавливается только через суд». Кроме того, по словам собеседника „Ъ“, его компанией подано возражение в палату по патентным спорам на аннулирование патента КЖК. По мнению господина Барышева, КЖК занимается «рейдерством на рынке интеллектуальной собственности», намереваясь «дискредитировать „Махеевъ“ и получить бесплатно огромную долю рынка, которую он занимает».
Патентный поверенный РФ, руководитель агентства «Артпатентъ» Григорий Бусарев говорит, что «как только патент появляется на свет, он тут же подвергается атаке. Сначала скрытой — анализ содержания и поиски „обхода“, а затем уже и открытой — попытки аннулирования». «Сила патента зависит от того, насколько продуманно сформулировано содержание. Как правило, для эффективной защиты выстраивается целая система патентов», — отмечает эксперт. «Судебный спор обычно является своего рода „краш-тестом“ для проверки патента на прочность. Можно считать, что патент КЖК прошел его успешно и первый раунд за его владельцем», — резюмирует господин Бусарев.
"Коммерсант. Волга-Урал" №45 от 20.03.08
|