28.02.08Водное ожерелье Казани | Георгий МИЛАШЕВСКИЙ
Наступает весна, и Казань готовится в очередной раз продемонстрировать свое водное ожерелье. Так определила природа, что испокон веков наш город окружен водой.
Волга, Булак, Кабан - эти водные артерии всегда были не только украшением города, но и работали на него, доверяя ему свои проблемы, нередко доставляя радость. Казань жила водой, и это доказано ее историей. Как известно, город стоял в семи верстах от главной реки России, а посему вопрос о сооружении здесь порта и прорытии канала, связывающего Казань с Волгой, поднимался неоднократно во второй половине XIX века. Однако он так и не был решен.
Две пристани трудились на благо города - старая весенняя “Бакалда” в Адмиралтейской слободе, где товар перегружали на мелкие суденышки и без проблем доставляли по мелководью к крепости, и новая летняя “Устье”, что находилась непосредственно на берегу Волги. Эта пристань работала около 6 месяцев в году и приносила немалый доход. Постепенно вокруг нее сложился целый городской район с лавками, трактирами и дешевыми номерами. В летние месяцы жизнь здесь била ключом, а речные пассажирские и грузовые суда выстраивались у причалов в ряд на добрые три версты. Многие корабли были просто украшением пристаней.
“Издали точно изящная мраморная вилла со всеми своими балконами и карнизами”, - делился впечатлениями о чудо-параходе “Император Александр II” В.И.Немирович-Данченко в своем описании поездки по Волге. Внутреннее убранство соответствовало внешнему величию - всюду видны были лакировка, красное дерево, бронза, плюш и ковры, инкрустация, зеркальные залы. Здесь стояли рояли, была библиотека и читальня. Не был при этом забыт и третий класс, в котором устроили надлежащие каюты. При всем этом на пароходе еще имелись ванные комнаты, кухня и буфет.
Двигаясь вверх по Казанке и обогнув островок с памятником-часовенкой, приближаемся к тому месту, где Булак сливался с Казанкой. В высокую весеннюю воду Булак становился судоходным, что позволяло подвозить грузы к самому центру города. Даже памятник Г.Р.Державину был доставлен по воде на набережную Булака, а оттуда перенесен во двор университета. Знаток казанской истории и ее популяризатор Николай Агофонов писал: “Унжаки, тихвинки, беляны, астраханские косные лодки - во множестве наполняли низовья Булака, в котором в те времена вода держалась долго, иногда до конца июня, и только к осени превращался Булак в тинный проток”. При желании этой водной дорогой можно было добраться до цепи озер, объединенных одним названием - Кабан. Собственно говоря, их три - Нижний, Средний и Верхний. Первый входил в черту города и отделял Суконную и Архангельскую слободы от Плетней. На его берегу располагалось одно из крупнейших казанских промышленных предприятий - стеариново-мыловаренный завод братьев Крестовниковых. Два первых озера соединялись между собой узким проливом, который тем не менее позволял, хотя и с трудом, расходиться встречным пароходикам. Не удивляйтесь, дорогие читатели, на Кабане был свой небольшой флот. А все началось в 1868 году, когда Н.Свешников основал легковое пароходство, имевшее несколько причалов. Один из них находился в ботаническом саду университета, который украшал левый берег Среднего (нередко его называли “Дальний”) Кабана. Верхний Кабан соединялся с двумя последними на короткое время весной, когда шло половодье.
Бесспорным местом паломничества многих казанцев было место загородных гуляний, получившее экзотическое название “Аркадия”. Располагалось оно на берегу Дальнего Кабана, здесь были летний театр, роскошный иллюминированный ресторан, пивные павильоны, играли три оркестра. А если добавить ухоженные аллеи в саду, чудный воздух и не замирающее до трех часов ночи веселье, то становится понятно стремление казанцев поскорее занять место на пароходике и отправиться в удивительное путешествие - в страну беззаботного времяпрепровождения, сказочную “Аркадию”.
А те, кто считал для себя зазорным подобные увеселения, могли, переправившись на противоположный берег, посетить Воскресенский (Ново-Иерусалимский) монастырь - летнюю резиденцию казанских архиепископов. Его основу положило строительство в 1780 году двухэтажного дома, предназначенного Екатериной Великой митрополиту Вениамину.
На этом завершим наше плавание по водным артериям Казани. Хочется верить, что их ждет прекрасное будущее, и не за горами то время, когда мы снова сможем выйти на палубу пароходика, плывущего по Казанке или Кабану.
"Время и деньги" №35 от 28/02/08 |