27.02.08О счастливых дворниках и несчастных ученых |
- На наш взгляд, ЕГЭ все же должен стать одной из альтернативных форм итоговой аттестации. Думается, со временем мы к этому придем, - заметила, подытоживая все сказанное, Резида Фахрутдинова.
Как бороться с “не могу и не хочу”?
Много вопросов вызвал у педагогов и закон об обязательном среднем образовании. Например, профессор Габдуллин заметил, что это новшество может постепенно превратить школу в придаток вуза. Мы сегодня так много говорим о нехватке рабочих кадров, а кто же после одиннадцатого класса пойдет в профтехучилище? Конечно, всем захочется высшего образования!
Но главная проблема все же не в этом. А в том, что в каждой школе есть дети, которые по разным причинам либо не могут, либо не хотят, либо не хотят и не могут после девятого класса про-должать обучение.
- Но если еще недавно мы таким детям объясняли, что да, они не “потянут” десятый класс и надо как следует подумать, чем им дальше заняться, какое направление в жизни выбрать, то теперь учителя этим же детям должны внушать, что они, оказывается, все могут, все “потянут”, просто они пока еще об этом не знают... - не без доли сарказма констатировала учитель 39-й казанской школы Елена Дроздова.
- У нас учебное заведение, если можно так сказать, “рабоче-крестьянское”, - продолжила тему директор 127-й казанской школы Маршида Абзалова. - Дети в основном из рабочих семей, и они после девятого класса охотно шли в училища, по стопам родителей. Между прочим, не в последнюю очередь - по материальным соображениям, ведь у них появлялась возможность начать подрабатывать, приносить деньги в семью...
И раз уж принят новый закон, то государству неплохо бы опять же подумать о том, как при этом обеспечить психологический комфорт детей, заметили далее педагоги. О необходимости квалифицированной психологической помощи в школах уже говорили, наверное, нужны и социальные работники, которые будут работать с детьми из малообеспеченных семей...
- Вообще-то закон не говорит о том, что полное среднее образование можно получать, только сидя за партой, - несколько остудил пыл собравшихся первый заместитель министра образования и науки Данил Мустафин. И пояснил: существуют разные формы работы с учащимися - экстернат, семейное образование, вечерняя школа, дистанционное обучение, наконец... И право родителей - выбрать, как именно будет заниматься их ребенок. Образовательное законодательство, заметил заместитель министра, сегодня вообще больше ориентируется на родителя, чем на учителя. А педагогам надо внимательнее изучать законы.
- Если бы в школах еще были бы грамотные правоведы, которые помогали педагогам разобраться во всех законодательных нюансах... - с сожалением констатировала декан юрфака Елена Ибрагимова. Другие педагоги тут же задали заместителю министра вопрос: Что делать с теми родителями, которым все равно, как и где будут учиться их дети и будут ли они учиться вообще?
- Лишать прав, - ответил тот, посоветовав учителям теснее сотрудничать с органами опеки и попечительства.
Итак, и в законодательной строгости, как выясняется, можно обнаружить скрытые послабления. Важно лишь, заметила де-кан психологического факультета ТГГПУ Роза Валеева, помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность реализовать собственные надежды и устремления. И лучше воспитать счастливого дворника, чем несчастного ученого.
"Республика Татарстан" №38 от 27.02.08 |