27.02.08О счастливых дворниках и несчастных ученых | Евгения ЧЕСНОКОВА
“Закон суров, но это закон” - гласит латинская максима. Но что делать, если закон принят, а вопросы по нему остались? Некоторые новации в области образования обсуждали недавно в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете на “круглом столе” по теме “Модернизация средней школы: реалии и перспективы”.
В центре внимания участников “круглого стола” (а среди них были первый заместитель министра образования и науки Данил Мустафин, начальник казанского Управления образования Иль-сур Хадиуллин, преподаватели ТГГПУ, директора республиканских школ) оказались два образовательных новшества последнего времени - единый государственный экзамен и обязательное полное среднее образование. Напомним: в 2007 году были подписаны федеральные законы, согласно которым ЕГЭ в России с 2009 года становится основной формой итоговой аттестации выпускников школ (и одновременно вступительной аттестации при зачислении в вузы), а все российские граждане должны получать полное среднее образование (11 классов).
Победить стресс пока не удалось
Начали разговор с ЕГЭ. Закон о нем принят, констатировали собравшиеся, и обсуждать этот документ было бы некорректно. Поэтому надо подумать, как сделать так, чтобы единый госэкзамен стал действительно эффективной формой проверки знаний и не вызывал негативных эмоций ни у школьников, ни у родителей, ни у педагогов. Пока же на детей, например, новая форма экзамена наводит большой страх. Профессор ТГГПУ Алсу Шарафеева поделилась с собравшимися результатами исследования, проведенного среди старшеклассников некоторых казанских школ. Оказалось, что больше всего пугают будущих выпускников ЕГЭ по математике и физике. А, казалось бы, вполне “мирной” истории они опасаются не меньше, чем сложной химии (хотя чему уж тут удивляться - историческое образование в наших школах явно не на высоте, о чем “Республика Татарстан” писала неоднократно). Вообще-то инициаторы внедрения ЕГЭ как раз одним из плюсов новой системы объявляли то, что тестирование - менее стрессовая процедура, нежели традиционный экзамен. Но, выходит, просчитались - у многих детей, даже тех, кто хорошо учится, грядущее тестирование порождает сильнейшую неуверенность в собственных силах. Ведь, как считают студенты ТГГПУ (их мнение прозвучало в видеофильме, показанном на “круглом столе”), людям с нестандартным творческим мышлением сложно бывает вписаться в прокрустово ложе тестирования.
- Думается, эта неуверенность передается ученикам от учителей и других окружающих их взрослых людей, - поделилась своим видением проблемы Алсу Шарафеева. - Если они сами сомневаются в целесообразности ЕГЭ, то чего требовать от детей?
Между тем, поддержала коллегу профессор Резида Фахрутдинова, любую инновационную идею (и ЕГЭ тут не исключение) надо отрабатывать по всем направлениям, в том числе и на предмет психологической готовности всех участников процесса к новшеству. В идеале в каждой школе с детьми должны работать психологи, это поможет преодолеть стресс.
Есть у педагогов высшей школы и другие претензии к единому экзамену. О том, что результаты его иногда вызывают сомнения у вузовских преподавателей, наша газета тоже писала. На “круглом столе” этот нюанс не обошли вниманием.
- Татарстанские первокурсники, которые пришли в вуз с результатами ЕГЭ по обществознанию в шестьдесят-семьдесят баллов, учатся на “отлично”, - поделилась своими наблюдениями декан юрфака ТГГПУ Елена Ибрагимова. - А из других регионов Поволжья приехали нынче девять человек, набравшие по этой дисциплине девяносто баллов, - и лишь один подтвердил свои знания в первую сессию.
- При подготовке к ЕГЭ детей натаскивают на тесты, а дают ли при этом полноценные знания? - обозначил еще одну грань проблемы завкафедрой педагогики ТГГПУ Габдельхан Габдуллин.
В общем, несмотря на заявленную вначале лояльность к закону, чувствовалось, что большого восторга этот документ в рядах педагогов все равно не вызывает. |