Ирина ПЛОТНИКОВА
В понедельник в Казани стартовал первый этап городской программы по переходу на безналичную оплату проезда в транспорте. В ближайшие три месяца электронными билетиками планируется обеспечить льготников, в мае начнется продажа проездных смарт-карт для всех желающих, а в первом квартале будущего года наличные деньги в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро станут не нужны.
"Давно пора было подсчитать, сколько прикарманивают кондукторы и водители!" - считает 73-летняя Аграфена Шугина. В отделение соцзащиты Вахитовского района женщина пришла оформлять электронный проездной. Она вспоминает, что как-то в троллейбусе наблюдала за работой кондуктора - из 18 расплатившихся билетик получил только один: "А потом удивляемся - почему цены растут?!".
Вместе с Аграфеной Николаевной документы на смарт-карту (копии паспорта, ИНН, удостоверения льготника) в Вахитовский отдел соцзащиты до обеда успели подать 40 человек. "Чтобы не было очередей, раскроили весь район на много-много участков и для каждого отвели свои дни приема. У нас ведь 26,5 тысячи льготников, - говорит начальник отдела Венера Васильева, - на обслуживание каждого уходит не меньше 20 минут - мы ведь не только документы оформляем, но и фотографируем".
Аграфена Николаевна, прихорашиваясь перед съемкой, высказывает лишь одно опасение - как бы новая система не вышла льготникам боком: "Сегодня получаю социальный проездной на 250 рублей, а езжу на все 500 - на рынок, в поликлинику, в собес, в аптеку. А вдруг с электронным билетом число поездок ограничат?".
- Не ограничат, транспортная карта льготника - так же как нынешний социальный проездной - будет рассчитана на неограниченное количество поездок, - обещает всем пассажирам председатель казанского комитета по транспорту и связи Айдар Абдулхаков, - это предусмотрено постановлением Кабмина РТ о предоставлении льготного социального проездного.
- И во сколько обойдется казанцам это ноу-хау?
- Средства городского бюджета затрачены лишь на то, чтобы сделать сами карточки бесплатными для льготников, все остальное - средства инвестора (одного из казанских банков), могу сказать лишь, что построение подобных систем в других городах стоит около 8 миллионов евро. По бизнес-плану, окупиться проект должен за шесть лет.
Внедрением электронных проездных в транспорте уже занимаются в Москве, Самаре, Тольятти и Новосибирске, но "на полный переход к безналичным расчетам в транспорте никто, кроме Казани, пока не замахивался", говорит Абдулхаков.
Как должна работать система, пока знают лишь жители Дербышек. В январе в рамках пилотного проекта в поселке было выдано 800 льготных транспортных карт. По форме этот документ похож и на водительские удостоверения (цветное фото владельца), и на банковские карты (предусмотрено несколько степеней защиты). Чтобы рассчитаться за проезд - достаточно поднести электронный билет к специальному прибору - ридеру - в руках кондуктора. Машинка "считает" информацию и в конце рабочего дня, во время подзарядки, передаст ее в единый центр обработки данных. Пополнение счета карты льготника будет производиться раз в месяц.
Если все пойдет по плану, воспользоваться смарт-картами в наземном и подземном общественном транспорте казанцы смогут в первый день лета. Чтобы заинтересовать покупкой электронных проездных не льготников, а обычных пассажиров, власти обещают разработать выгодные тарифы. Технически возможен и вариант электронного расчета в транспорте зарплатной карточкой, выданной банком - инвестором проекта.
В исполкоме надеются, что точное знание количества своих пассажиров-льготников позволит транспортным предприятиям требовать от властей республики реальной компенсации выпадающих доходов. Только тогда отношение предпринимателей к ветеранам и инвалидам - "дескать, возим себе в убыток" - станет историей.
"Вечерняя Казань" №22 от 12.02.08 |