12.02.08Дмитрий ГЛУХОВСКИЙ: “Хочется, чтобы все книги были щемящими” |
- Ваши книги очень популярны, предложений об экранизации не поступало?
- Предлагают. Но чтобы красиво воплотить “Метро”, нужен очень большой бюджет: только на производство фильма - около двадцати - тридцати миллионов долларов плюс миллионов пятнадцать рекламных. И, конечно, есть вопрос, окупится ли, несмотря на популярность книги, фильм в нашем прокате. Но только на днях была встреча с руководством одной из крупнейших российских кинокомпаний по поводу романа “Сумерки”, поскольку его, оказывается, воплотить проще и дешевле.
- Вы ощущаете писание книг работой или это нечто иное?
- Точно не работа. Есть четкое разграничение. Работа - это то рутинное, чем я зарабатываю деньги. И книги - творческая отдушина, благодаря которой я понимаю, что жизнь не вся состоит из быта и я что-то делаю такое, что, возможно, останется после меня. Наверное, странно звучит для человека двадцати восьми лет, но этой проблемой озабочен лет с шестнадцати. Есть острое ощущение уходящего времени... Хотя выясняется, что книги тоже могут приносить деньги: в России вновь допечатывается тираж “Метро”, на Западе выходят электронные игры по мотивам книги. Но все равно, на мой взгляд, когда писательство перестает быть творчеством и становится ремеслом, душа уходит из дела, начинается халтура, бумагомарание. И люди этот чувствуют. Тогда твои писания можно смело в туалете положить на полочку. Словом, тема “Синей папки” из романа братьев Стругацких.
- Вы как-то сказали, что, видимо, все еще остаетесь homo sovetikus, в чем это выражается?
- Я материалист-атеист. Ни одну из канонических историй не нахожу достаточно убедительной, чтобы в нее верить. В этом плане я действительно homo sovetikus - такой скептик. Но я разграничиваю понятия Бога, веры, религии и церкви. Для меня есть вера как потребность в любви. И потом, человек недостаточно крепко стоит на земле, чтобы верить только в себя.
* * *
Дмитрий Глуховский, родился в 1979 году, по окончании московской школы с углубленным изучением французского языка четыре с половиной года учился в Израиле. Далее - работа в Германии и во Франции. Был военным корреспондентом в Израиле и Абхазии. Работал на “Радио России”, в телерадиокомпании Deutsche Welle, на канале Euronews. Сегодня возглавляет редакцию интернет-вещания телеканала Russia Today, работает ведущим на радиостанции “Маяк” и главным редактором издательства “Популярная литература”. Как писатель-фантаст дебютировал в Интернете с книгой “Метро”. Получивший позже название “Метро-2033” роман снискал бешеную популярность у читателей и получил премию европейского литературного конкурса “ЕвроКон” - своеобразную “Нобелевку” мира фантастической литературы: книга была названа “Лучшим дебютом” 2007 года, а сам писатель - одним из самых перспективных молодых авторов Европы.
2033 год. Весь мир лежит в руинах. Москва превратилась в отравленный радиацией и населенный чудовищами призрак. Уцелевшие прячутся в метро, станции которого превратились в города-государства, но в туннелях его царят тьма и ужас. Главному герою Артему предстоит пройти через все метро, чтобы спасти свою станцию, а может быть, и все человечество... “Метро-2033”, называемая Глуховским юношеской пробой пера, сразу вызвала напряженные дискуссии. В Мурманске, например, физики-ядерщики и историки обсуждали саму возможность описанных в книге событий. А начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев рекомендовал москвичам в случае ядерной атаки как инструкцию читать “Метро-2033”. Его поддержал глава диггерского движения Вадим Михайлов, который сказал, что в книге очень много правды. Впрочем, роман - не только “техника”, это и рассказ о том, что надо всегда оставаться человеком.
Ко второй книге - “Сумерки”, вызвавшей ажиотаж читателей России, автором изначально предъявлялись более жесткие требования... Газетные заголовки гласят о землетрясениях, ураганах, цунами, засухе, пожарах... Это знамения, и их сумеет расшифровать один человек. Переводя на русский дневник испанского конкистадора, он оказывается вовлечен в водоворот невероятных событий, который поможет ему понять прорицания и заглянуть в будущее - быть может, ценой собственной жизни. Дмитрий Глуховский: “Мы живем в эпоху начала конца. Россия - на очереди”. |