06.02.08Жюри "Золотой маски" хранит молчание | Айсылу КАДЫРОВА
"Любовь поэта" Резеды Ахияровой, которая с грандиозным успехом прошла на фестивале в понедельник, это совершенно особенная наша опера: в постановке использованы новейшие технологии и эффекты компьютерной графики, спектакль пользуется огромной популярностью у публики. Что еще немаловажно и редко для мира современной оперы: живы все создатели "Любви поэта". Сказать, что всех их начало трясти за четыре часа до спектакля, значит, не сказать ничего.
Только представьте: неожиданно "зависли" все компьютеры, а от их работы напрямую зависит декорационный фон спектакля. Отчаявшийся режиссер Михаил Панджавидзе решил, что это - плохой знак, и уже был готов к тому, что дадут сбой подъемные механизмы сцены, от которых тоже зависит визуальный эффект постановки. К счастью, проблему с компьютерами удалось решить, а новых неурядиц не последовало.
Главную партию - поэта Тукая - исполнял тенор из Мариинского театра Ахмед Агади. Кроме него, за Тукая никто не рискует браться. Не только потому, что для этого нужно знать или учить татарский язык, и не потому, что партия неимоверно сложна и в плане вокала, и в актерском плане. Просто все, кто хотя бы однажды видел в этой роли Ахмеда Агади, понимают: его не превзойти. Обладатель голоса неимоверной красоты, он играет поэта так, что представить на его месте другого певца невозможно. Теперь Тукай - его "визитная карточка".
Партнеры Агади в этом спектакле тоже были в тот вечер на высоте. Приглашенной среди них была только Альфия Каримова из Уфы. Она уже не в первый раз исполняла в Казани партию Зайтуны, возлюбленной Тукая. Но только в понедельник можно было сказать, что она детально проработала эту роль.
По окончании спектакля члены жюри "Золотой маски" вместе с другими зрителями стоя аплодировали артистам. Но молчали потом, как рыбы.
- Понимаете, - сказал мне председатель жюри музыкального театра Леонид Десятников, - не имею я права говорить о своем впечатлении, пока не посмотрю спектакли всех номинантов. И никто из членов жюри такого права не имеет...
Не помогло и давнее знакомство с балериной Ниной Семизоровой, которая вошла в этом году в жюри "Маски". Нина Львовна только улыбалась на мое "Вам понравилось?" и начинала разговор на другие темы. Среди прочего сказала, что очень сожалеет, что не увиделась в Казани с Нинель Юлтыевой - художественным руководителем нашего хореографического училища...
Трудно прогнозировать, получит ли "Любовь поэта" премию "Золотая маска" хотя бы в одной из пяти номинаций. Ситуацию осложняет то, что наш спектакль - первый в конкурсной программе. До подведения итогов (15 апреля) впечатления от оперы Резеды Ахияровой могут забыться. Если учесть еще и то, что среди конкурентов - спектакли Большого и Мариинского театров - "священных чудовищ", рекордсменов по количеству выигранных "Масок"... Как сказал мне один знаток конкурсного закулисья, пожелавший остаться неизвестным:
- Без "Маски" точно не останется Большой театр, у них номинированы "Борис Годунов" в постановке Александра Сокурова и "Евгений Онегин" Дмитрия Чернякова. У дирижера оперы Ахияровой - Виктора Соболева - тоже конкуренция будь здоров: Теодор Курентзис, Александр Ведерников... Скорее всего, будет так: "Татарам "Маску" за что дадим? Давайте за мужскую роль - Ахмеду Агади, он все же из Мариинки!"...
Поживем - увидим.
"Вечерняя Казань" №18 от 6.02.08 |