05.02.08Страсти по Чайковскому, или "Умом Россию не понять" | Айсылу КАДЫРОВА
Сегодня на фестивале - "Травиата" Верди. В главных партиях одного из самых красивых спектаклей в репертуаре нашего театра меломаны увидят киевское сопрано Аллу Родину (Виолетта) и московского тенора Алексея Долгова (Альфред). А дирижировать оперой будет один из лучших в Европе интерпретаторов сочинений Верди - итальянец Марко Боэми.
Для синьора Боэми это уже второй спектакль на XXVI Шаляпинском - в минувшую субботу он дирижировал "Евгением Онегиным" Чайковского. И в этом была одна из самых главных интриг фестиваля: как непревзойденный образец русской лирической оперы музыканты исполнят под управлением итальянца?
Легендарный дирижер Александр Гаук говорил, что Чайковского нельзя играть в сентиментальной манере, что страшнейшим предательством является интерпретация его музыки как приятно-утонченной и женственной, что нега его музыки не имеет ничего общего с псевдосентиментальностью. Драматизм и обостренное чувство волнения - вот чего нужно добиваться при исполнении Чайковского. У суетливого интеллектуала Марко Боэми все получилось иначе. "Умом Россию не понять"? Маэстро довольствовался относительной дисциплиной музыкантов и поверхностной чистотой их игры...
"Онегина" публике показывали в концертном исполнении. Пожалуй, это было выгодно только для разменявшего седьмой десяток Сергея Лейферкуса, он исполнял заглавную партию. Других вокалистов заметно сковывала эта ситуация: нужно было не только вжиться в образ, но и воображать вокруг себя усадьбу Лариных, например.
Концертное исполнение мучительно для зрителей-визуалов: на сцене ни декораций, ни костюмов пушкинской эпохи. Для тех же, кто любит слушать радио, это даже приятно, если Чайковский "звучит" не обыденно и не скучно. А скучных моментов было, к счастью, немного: до уровня роскошной сопрано Хиблы Герзмавы (Татьяна), умного баритона Сергея Лейферкуса (Онегин) и стройного хора откровенно недотягивала только исполнительница партии Няни. Вот если бы Няню пела, как предполагалось, петербурженка Ирина Богачева! Увы, произошла замена...
В воскресенье фестиваль продолжила опера Верди "Набукко". Спектакль не обещал ни потрясений, ни разочарований: как и в прошлом году, заглавную партию исполнял давно и страстно обожаемый казанцами Виктор Черноморцев - суперпрофессионал из Мариинской оперы, партию Захарии - стабильный Михаил Казаков, Фенены - корректная Зоя Церерина... Дебютировала на фестивале в партии Абигайль Нина Шарубина из белорусской оперы. Про эту певицу минский дирижер Вячеслав Волич говорил мне накануне: "У нее очень редкий тембр голоса - плотное, "темное" сопрано, его хочется сравнивать с хорошо выдержанным вином. И еще она просто потрясающе владеет пиано, это встречается у оперных певиц нечасто". Спектакль показал, что маэстро Волич говорил о Шарубиной правду. Но не всю. Утаил, к примеру, редкую для профессионалов манеру своей землячки "брать дыхание" в середине слова...
А вчера в театре давали "Любовь поэта" Резеды Ахияровой. Эта опера стала первой в конкурсной программе XIV фестиваля Национальной театральной премии России "Золотая маска". Из-за напряженного гастрольного графика нашего театра (сразу после Шаляпинского оперная труппа уезжает в зарубежный тур) спектакль, ставший в этом году номинантом на "Маску", не может быть показан в Москве в дни конкурса, поэтому члены жюри этого фестиваля специально приехали вчера в Казань. Среди них - композитор Леонид Десятников, художник Виктор Архипов, критики Марина Багдасарян, Вадим Гаевский, Лейла Гучмазова, Михаил Мугинштейн, дирижер Евгений Бражник... Всего - тринадцать человек.
"Вечерняя Казань" №17 от 5.02.08 |