25.01.08"Забытого" художника из династии Бенуа вспомнят в Казани | Айя СУЛТАНОВА
В Национальном музее РТ открылась выставка "Возвращение в Россию: Александр Бенуа ди Стетто". В экспозиции - 51 живописная работа и 40 графических произведений, которые характеризуют все этапы творческого пути художника: самая ранняя картина датируется 1916 годом, а последние по времени исполнения относятся к семидесятым годам прошлого века.
Знаменитая художница Зинаида Серебрякова говорила, что в их семье дети рождались с карандашом в руках и потом становились живописцами. Неудивительно: по линии матери она принадлежала к легендарному роду Бенуа, давшему несколько поколений мастеров кисти, скульптуры, архитектуры. Александр Бенуа ди Стетто - вовсе не тот самый Александр Бенуа, что был одним из основателей объединения "Мир искусства", но не менее талантливый. Его полное имя - Александр Зигфрид Бурхард Леви-Бенуа ди Стетто (1896 - 1979), в историю он вошел как живописец и график, мастер дизайна, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, архитектор. Однако широкой публике он практически неизвестен, не случайно про него говорят: "Забытый" из династии Бенуа". Художник не оставил после себя мемуаров, сохранилось несколько его писем и короткая "Биография", где есть слова, что он "вошел в двадцатое столетие в возрасте четырех лет и вместе с новым веком пережил важнейшие события в истории искусства, участвовал в них".
Легендарную фамилию носила мать художника - Клара-Алиса Бенуа. Отец - архитектор Зигфрид Леви, был гражданином Швейцарии, работал в Петербурге вместе с зодчим Леонтием Бенуа, дядей и крестным Александра. Известно, что художник появился на свет в Петербурге, учился в школе Общества поощрения художеств у Рериха, Матэ, Рылова и Билибина, а в 1918 году стал изучать архитектуру в Петроградских государственных свободных художественных мастерских. Примерно в это же время состоятельное семейство Бенуа быстро привлекло к себе внимание советской власти: последовали аресты членов семьи. В такой ситуации Александр Леви (фамилию Бенуа он возьмет в эмиграции) посчитал, что для спасения жизни необходимо покинуть Россию. Говорят, швейцарский консул выдал ему тогда "липовую" справку, что он родился в Стеттене. Возможно, поэтому в имени художника появилось "ди Стетто"...
Сначала за границей Александр работал в центрах европейской культуры - Париже, Берлине, Мюнхене. Обращался к промышленному дизайну - например, разрабатывал отделку салонов люкс-автомобилей, работал в музыкальных театрах (известно, что в Берлине он делал декорации для моцартовского "Похищения из сераля"). А в 1922 году поселился в Швейцарии...
Классические жанры - портрет, пейзаж, натюрморт - ведущие в его творчестве с этого времени, что доказывает казанская выставка художника. Особенно удачны архитектурные пейзажи. Используя технику соуса, угля, итальянского карандаша, пользуясь ретушью, Александр Бенуа ди Стетто передает в черно-белых рисунках тончайшие цветовые градации ("Площадь перед собором Санкт-Винцент в Берне", "Река Красавица", "Ратушная площадь"). В технике рисунка сангиной написан художником блестящий цикл "портретов" животных...
Александр Бенуа ди Стетто так и не вернулся в Россию, хотя мечтал об этом всю жизнь, остро переживая свою "тотальную неизвестность" на родине. В Россию, спустя многие годы, вернулись его произведения. И теперь творческое наследие художника интересует не только специалистов.
|