16.01.08Платим или переплачиваем? | Александр ГАВРИЛЕНКО
Выйдя после новогодних праздников на работу, казанцы не стали особо возмущаться повышением цен на билеты в общественном транспорте. Что, тем не менее, не отменило вполне резонного вопроса - почему? Тем более что на некоторых маршрутах цена за проезд в автобусе осталась прежней - 10 рублей.
-Я думаю, и до повышения цена была немаленькой. Скорее всего, владельцы автобусов заложили в цену билетов компенсацию за лизинг новых автобусов. Не думаю, что мы должны за это платить.
- Я студентка, и теперь мои затраты на поездки в университет заметно увеличатся. Конечно, я не в восторге.
- Я сам водитель, но не думаю, что из-за поднявшейся цены на ГСМ стоило так заметно увеличивать стоимость проезда на автобусе. Слава богу, хоть в трамваях и троллейбусах можно проехать "всего" за 10 рублей...
В общем, мнения людей варьируются ненамного - от явного возмущения до усталой досады - дескать, а что изменишь? Во многом это объясняется, наверное, тем, что, по слухам, казанцам грозило повышение цены за билет до 20 рублей. А 15... Что ж, можно и потерпеть...
К чести казанских чиновников, заявление об ограничении верхнего предела тарифа на городском транспорте они распространили еще накануне новогодних праздников. Исполком Казани принял решение ограничить подъем цен на маршрутках до 15 рублей и постановил, что этот городской "закон" вступает в силу с 1 января 2008 года.
При этом отмечалось, что автотранспортные предприятия вправе самостоятельно устанавливать стоимость проезда на городских автобусных маршрутах, лишь бы она не превышала верхнего предела, установленного муниципалитетом.
В оправдание повышения цен в мэрии подчеркнули, что вынужденное повышение тарифа обусловлено ростом цен на ГСМ в 1,8 раза, а также повышением цен на энергоносители, электричество и газ. Кроме того, тариф на перевозку пассажиров на городском автобусном транспорте в Казани не пересматривался уже три года. Дескать, сейчас уже сам бог велел...
Объясняя повышение цен, перевозчики кивали на Москву - вон, там вообще 17 рублей билет и ничего - никто не сердится, ездят молча. Так-то оно вроде так, но, во-первых, и уровень доходов в Москве выше. А во-вторых, в соседней Самаре, где экономика тоже достаточно развита, цена за проезд в общественном транспорте поднялась всего на один рубль и составила 10 рублей. Об убытках при этом там никто и не заикается...
Понятно, что нынешнее повышение цен - вовсе не инициатива казанского исполкома. Перевозчики уже давно настаивали на повышении цены билета. 24 декабря в Арбитражном суде РТ состоялось заседание по иску частного автотранспортного предприятия КПОГАТ-3 к Комитету по транспорту и связи исполкома Казани. Частный перевозчик, представив итоги независимого аудита, потребовал поднять тарифы.
В мэрии отмечают, что, как правило, тарифы на проезд в общественном городском транспорте устанавливаются один раз в год и если не будет резкого роста цен на ГСМ, энергоносители, пересматриваться в течение года больше не будут. Это, конечно, радует, но вот незадача - у единственного в Казани перевозчика, который так и не поднял цены за проезд, неизвестные хулиганы бьют стекла в автобусах, протыкают колеса. Что-то не очень это похоже на добросовестную конкуренцию, которая в конечном итоге должна играть на руку нам, пассажирам...
"Время и деньги" №5 от 16.01.08 |