15.01.08Раньше школа держалась на трех китах | Марина ЮДКЕВИЧ
Уже месяц как уроки татарского языка в школах республики существуют на довольно экзотичном положении. Закон, позволивший наполнить школьные программы таким количеством часов татарского, уже не действует, а новые нормы еще не введены. Так что нынешние нормы сохраняются "по умолчанию" до конца этого учебного года. В сентябре, когда новые нормы законодательства придут наконец в соприкосновение с плотными слоями школьной атмосферы, "избыточные" часы татарского языка должны выпасть в осадок... если только не возымеют действия усилия татарстанских законодателей.
В декабре 2007 года вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений в структуру государственного образовательного стандарта. Прежде этот стандарт (то есть определение, чему и в каких объемах учить российских школьников в государственных школах) держался практически на трех китах: федеральная власть была источником основного - федерального компонента стандарта, региональная определяла его национально-региональный компонент, а за школами оставалось право включать в программу компонент образовательного учреждения.
Однако с 90-х годов, когда создавалась эта структура, картина мироздания кардинально изменилась: теперь все российское политическое мироздание держится на одной вертикали. Киты в эту картину никак не вписывались, и китов упразднили. В декабре прошлого года Госдума РФ изъяла из госстандарта региональный и школьный компоненты, за счет которых в Татарстане программы в основном и заполнялись уроками татарского языка, остался единый федеральный образовательный стандарт.
- Целый детективный роман был с этим законопроектом, - говорит председатель Комитета по культуре, науке, образованию и нацвопросам Госсовета РТ Разиль Валеев. - До первого чтения о нем ничего не знали, потом проект разослали в регионы, но это случилось, когда региональные парламенты были на летних каникулах и не могли оперативно высказаться на этот счет... На парламентские слушания по этому проекту в Госдуме представителей из регионов тоже не пригласили. Видно, они очень опасались, что в субъектах Федерации вспыхнет недовольство по поводу отмены национально-регионального компонента. Недовольство могла выразить и церковь, ведь во многих регионах основы православной культуры преподаются именно в рамках регионального компонента образования...
В конце сентября, когда парламентские каникулы кончились, Госсовет РТ обратился к руководителям федеральной власти с просьбой защитить национально-региональный компонент. Просьба не возымела действия, закон был принят, и федеральной власти, контролировавшей до этого примерно 70 процентов содержимого школьных программ, было отдано право контролировать его на все сто. Было обещано лишь, что уроки национальных языков в программе сохранятся, правда, их количество также будет определяться Москвой.
Да, чтобы прямо перед выборами в Госдуму так чувствительно пнуть именно национальные республики, традиционно обеспечивающие высокий процент "правильного" волеизъявления трудящихся, - это надо очень доверять терпимости так называемых национальных элит... Однако они доверие оправдали: на декабрьских выборах в Татарстане именно та партия, которая обеспечила отмену "ограниченного образовательного суверенитета", получила один из лучших в стране показателей.
А в ответ республика получила от федерального минобраза проект школьной программы на будущий учебный год. "Это страшно, - сказал по поводу этого проекта Разиль Валеев. - Там для начальных классов запланировано на русский язык 9 часов, а на национальный компонент - 2 часа...".
О паритете в преподавании двух госязыков Татарстана, таким образом, предлагается забыть. А как быть с уже развернувшейся во всю ширь программой подготовки преподавателей, издания учебников, с уже забитыми в расписание на годы вперед и тщательно разделенными часами нагрузки - куда девать весь этот блеск национального образования?.. Ужас-ужас-ужас.
Впрочем, национальные элиты, уже чувствительно приложенные о вертикаль власти, не оставляют надежд на возврат прежнего в прежних объемах. Как сообщил г-н Валеев, в Госсовете РТ идет работа над проектом федерального закона, который мог бы восстановить национально-региональный и школьный компоненты в образовании: "Вероятно, в феврале мы его обсудим и в марте-апреле, возможно, выйдем с этой законодательной инициативой на федеральный уровень. Закон должен же учитывать современные реалии местного самоуправления, нужно, чтобы у учредителей было больше прав". Хотя, с другой стороны, парламентарий резонно предполагает, что отмена национального компонента вписывается в генеральную линию российского руководства: "Не зря же они столько лет не обновляют концепцию национальной политики!".
А с третьей стороны, вполне логично и то, что на требования регионов вертикаль реагирует без особого уважения. В политике не уважают тех, кто боится оказать сопротивление.
"Вечерняя Казань" №4 от 15.01.08 |