26.12.07Верхом на буране | Тимур ЛАТЫПОВ
Морозная дымка словно протаяла, и из нее показался стремительный силуэт диковинного аппарата. Еще пара минут, и судно на воздушной подушке (СВП), поигрывая вылетающими из-под бортов снежными смерчами, осторожно подошло к пристани... Завтра в Казани впервые открывается сезон, как это ни противоестественно звучит по отношению к речникам, зимней навигации - отличная возможность для пассажиров совместить полезное с приятным.
Езда на СВП напоминает полет - скорость, минимум шума, никаких тебе колдобин, плавность хода. Но, в отличие от самолета, здесь всегда ощущается работающая под днищем упругая сила, словно судно мчится на буране. В восемнадцатиместном пассажирском салоне тепло, довольно просторно и, пожалуй, даже уютно.
Ходовая рубка с двумя креслами для экипажа больше всего напоминает салон автомобиля, что, впрочем, неудивительно: многие узлы и агрегаты СВП "МАРС-2000", включая дизельные двигатели и системы управления, взяты с микроавтобуса "Газель" (судно также построено в Нижнем Новгороде). Прототип "МАРС-2000" - выпускаемый серийно в течение трех лет и отлично зарекомендовавший себя катер на воздушной подушке "МАРС-700".
Строительство судна ведется под наблюдением Российского речного регистра. Пассажирам гарантирована полная безопасность. При поломке одного двигателя СВП может идти на втором. Для повышения живучести катера применены надувные секционированные борта большого объема. В общем, дойти до берега можно в любом случае. О надежности СВП свидетельствует уже немалый опыт эксплуатации этих аппаратов. Всего в России одиннадцать "МАРСов": четыре работают в Самаре, один - в Камышине (Волгоградская область), остальные - в Сибири, где без подобной техники зачастую не обойтись. Стоит "МАРС-2000" 12 миллионов рублей.
Завести такие машины в Казани мечтали давно. Главным сторонником этой идеи был знаменитый здешний капитан Геннадий Петрович Коклев (на борту первого казанского СВП - его имя). Да ведь и очевидно, что зимняя Волга - идеальная дорога, которая пока просто не используется. Впрочем, речь идет не только о зиме. В перспективе - круглогодичное использование СВП: эти машины предназначены для перевозок пассажиров не только по ледовым и снежным, но и по водным, и по грунтовым поверхностям. Единственное ограничение - не должно быть острых торосов и камней. Одно из главных достоинств судна в том, что ему для высадки пассажиров подойдет и пристань, и необорудованный берег.
Первый маршрут будет пилотным и проляжет от Казани до Верхнего Услона. На этот путь у "МАРСа", развивающего над снегом скорость в 70 км/ч (над водой - 55 км/ч), уйдет десять минут (на автобусе - полтора часа, на классическом пригородном судне - сорок минут). Цена билета пока "автобусная" - 50 рублей (на водоизмещающем судне - 40 рублей), для детей - в два раза дешевле, провоз багажа - десять рублей. Каждый день будет выполняться по шесть рейсов туда и обратно, а в выходные - по восемь.
По словам генерального директора ООО "Казанское речное пассажирское агентство" Александра Бабурина, в Татарстане у СВП - большое будущее, и если эксплуатация первого судна (оно взято в лизинг, в чем агентству помогло правительство республики) будет успешной (предполагается, что иначе и быть не может), парк "МАРСов" будет расширен. Как и маршрутная сеть: следующей после Верхнего Услона точкой назначения станет район Борового Матюшино, а в перспективе хоть до Камского Устья можно ходить (кстати, в салоне имеются багажное отделение и туалет).
Предполагается, что судно окупится за три года, а, возможно, и быстрее - речники вполне закономерно слегка опасаются пассажирского ажиотажа.
"Время и деньги" №242 от 26.12.07
|