21.11.07Зураб Соткилава преподал урок скромности | Алина КАДЫРИНА
Сольным концертом Зураба Соткилавы закончился III Международный фестиваль имени Рашита Вагапова. Логично, что честь завершить фестиваль, который носит имя великого татарского тенора, выпала великому тенору из Грузии. Впрочем, народный артист СССР, тенор Большого театра по праву может считаться гражданином мира, а его искусство принадлежит всем народам.
В этом году Зураб Лаврентьевич отмечает 70-летие. Поэтому, когда Соткилава вышел на сцену БКЗ, слушатели приветствовали его особенно радушно, аплодисменты не смолкали долго. Мэтр был тронут.... Впрочем, самым дорогим подарком для юбиляра стали прошедшие чуть ранее торжества в Москве, когда на день рождения Зураба Лаврентьевича собрались его многочисленные ученики и почитатели.
- Говорят, каждый мужчина в своей жизни должен посадить дерево. Увидев учеников, я понял, что вырастил целый сад, - признался Соткилава.
Любопытно, что в детстве и юности он о карьере оперного певца не думал, а мечтал стать выдающимся футболистом. Соткилава даже был капитаном юниорской сборной Грузии и играл в основном составе тбилисского “Динамо”.
- Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава в одном из многочисленных интервью. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее.
То, каким должен быть “звездный” артист, молодые татарские певцы, составляющие авангардный отряд Вагаповского фестиваля, могли наблюдать на примере самого Соткилавы. Начать хотя бы с по-грузински бережного отношения к женщине. Зураб Лаврентьевич не отпустил ведущую концерта со сцены, а галантно подвел к скамеечке у рояля:
- Здесь вам лучше будет слышно, - объяснил мэтр.
Соткилава начал концерт с “Итальянских песен” Тости. Едва ли не каждую песню Зураб Лаврентьевич предварял кратким переводом, заостряя внимание публики на наиболее важных с его точки зрения посылках автора. Это также свидетельство подлинно внимательного отношения к слушателям. Но надо признаться, что мастерство и степень эмоциональной отдачи тенора таковы, что чему посвящены итальянские песни было понятно и без перевода. Словно из воздуха возникали образы: синее море, древние города, красивые храбрые люди. Соткилава пел о любви, о расставании с надеждой на встречу впереди, о том, что умереть лучше всего весной.... В середине концерта к мэтру присоединилась его ученица Майрам Соколова. Меццо-сопрано и Соткилава исполнили дуэт Азучены и Манрико из “Трубадура”. Помимо безупречных вокальных данных вкупе с эмоциональным наполнением завораживала красота происходящего. Редкий случай: на сцене был только черный рояль, никаких мониторов, микрофонов и проводов. Черный рояль и четыре черные фигурки: аккомпаниатор, ведущая, красавица Соколова в роскошном платье и мэтр в скромной коричневой блузе.
"Время и деньги" №218 от 21.11.07 |