13.11.07Черные “звезды” дали джазу | Алина КАДЫРИНА
Проект “Superfunk Collective” - интернациональный. В его составе легендарные афроамериканские музыканты Джо Форд (сакс), Фрэнк Лэйси (тромбон, вокал), Рони Бараш (ударные, вокал) и два российских джазмена - Алексей Подымкин (клавиши) и Аркадий Овруцкий (бас). Идея “Superfunk Collective” принадлежит Овруцкому, а привез коллектив в Казань джаз-клуб “Art of jazz”. Все музыканты хорошо известны джазовым гурманам, но Джо Форд и Фрэнк Лэйси - это еще и настоящие легенды.
Джо Форд - обладатель двух музыкальных премий Grammy, с пяти лет пел в госпел-хоре, куда его привела мама, с семи начал играть на пианино, а в одиннадцать взял в руки саксофон. На джазовой сцене Нью-Йорка он появился еще студентом, в 1967 году уже играл в составе группы Birthright на разогреве у квинтета легендарного Маккоя Тайнера. С Маккоем Джо проработал больше десяти лет, а список последующих проектов, в которых он участвовал, занимает несколько страниц. Дискография Джо Форда составляет более 80 альбомов. В воскресном концерте прозвучали композиции с его соло-альбома Today’s Nights, о котором нью-йоркский еженедельник All About Jazz писал: “Все стили музыки, в окружении которых Форд вырос и в которых играл, - фанк, госпел, афро-кубинская музыка, авангард, стрейтэхед - присутствуют в этом проекте. Это и лирический мелодизм сопрано саксофона, и фанковый фортепианный грув, и блюз, и романтический дуэт сопрано с акустическим фортепиано”.
Тромбониста Фрэнка Лэйси прозвали Ку-Умба, что на суахили означает “творческий человек”. Лэйси родился 46 лет назад в черном гетто в Техасе, с восьми лет брал уроки на фортепиано и трубе, а в шестнадцать переключился на тромбон. Лэйси гастролировал с Dizzy Gillespie, Abdullah Ibrahim, The Eurythmics, был участником Bobby Watson Horizon Band и музыкальным директором Art Blakey’s Jazz Messengers. В 2006 году американский журнал “Down Beat” признал Лэйси лучшим сайдменом года (sideman - это музыкант, который принимает участие при записи дисков).
Американский джаз отличает очень раскованная манера поведения на сцене, но парадоксальным образом эта раскованность означает предельную замкнутость на себе: музыкант целиком сосредоточен на игре, на ощущениях и эмоциях - собственных и других джазменов. Наблюдать за диалогом, проявляющимся в жестах, во взгляде, в том, как Фрэнк Лэйси пританцовывает под соло Алекса Подымкина, а тот, в свою очередь, внимательнейшим образом слушает игру Джо Форда, - одно удовольствие. Зал вроде бы находится на периферии - никакого показного проявления внимания со стороны музыкантов. Но именно это заставляет почувствовать себя участником разбирательства по гамбургскому счету, ощутить двухкилограммовую тяжесть саксофона - в руках, мундштук - у губ, а в душе - тревогу и веселую храбрость музыканта.
Застрельщиком этого джазового бесчинства являлся, конечно, Фрэнк Лэйси, герой донельзя харизматичный. Взять хотя бы внешность - белоснежная, под стать улыбке, рубашка, заправленная в широченные штаны, седая бородка, пиратская черная шапочка на голове, такой афроамериканский папаша Хэм.... Плюс - эмоциональная и технически безупречная игра. Сочетание, присущее только мастерам. Дул Фрэнк в тромбон так, что казалось: находишься на взлетной полосе, на старте. Инстинктивно вжимаешься в кресло. Когда же Лэйси присоединял к музыке вокал, дрожал продымленный воздух (на настоящих джазовых сейшнах всегда накурено).
В тени черного тромбониста остальные участники “Superfunk Collective” оказались исключительно по видеоряду, но никак не по качеству игры: о великом Джо Форде писать трудно, его надо слышать. Очень ярко и эмоционально играл ударник Рони Бараш. С Алексеем Подымкиным казанские меломаны уже знакомы по весеннему выступлению американского трубача Валерия Пономарева, который, кстати, любезно согласился стать президентом клуба “Art of jazz”. Стиль инициатора “Superfunk Collective” Аркадия Овруцкого - точное, ненавязчивое звучание в соединении с зажигательным сценическим поведением в духе “гарлемских” джазменов.
"Время и деньги" №212 от 13.11.07 |