12.11.07Жизнь с гением - это горько | Айсылу КАДЫРОВА
В Камаловском театре прошла премьера спектакля "Суган чэчэге" ("Горький цвет"). Драма Ильгиза Зайниева, которую поставили режиссер Рамиль Фазлыев и художник Сергей Скоморохов, завсегдатаев Камаловского наверняка удивила: в спектакле нет традиционных для татарского театра песен и танцев, нарядной сценографии и ярких эпизодов, смешащих до колик или заставляющих рыдать.
По-моему, "Горький цвет" рассчитан на интеллектуалов, открывших для себя прелесть аудиокниг. Ведь такие книги, в которых, как известно, самое главное - это авторский текст и его талантливое прочтение, можно слушать с закрытыми глазами. Смотреть же новый спектакль камаловцев, где "видеоряд" практически не меняется, мягко говоря, утомительно.
Зрителям показывают жизнь семьи современных городских татар в их загородном доме. Это творческие люди: отец - драматург, мать - актриса, дочь - пианистка, сын - писатель. И друзья у них соответствующие - режиссер, художник... Действие происходит в просторной гостиной с плетеной мебелью, где герои периодически собираются вместе. Главный герой - драматург Султан Кадырхурметов (Азгар Шакиров) - гений местного разлива, властный, тщеславный и завистливый эгоист. Почти все его окружение неустанно тешит его самолюбие. В оппозиции только сын Булат (Фанис Зиганшин), который нервирует отца не столько своей тягой к алкоголю, сколько дерзким неумением льстить...
Извечный конфликт отцов и детей - это только одна из тем, затронутых в пьесе Ильгиза Зайниева. И актеры раскрывают ее весьма убедительно. Но жанр драмы "Горького цвета" намного ярче оправдывает другая тема - тема погубленной личной жизни. Счастья в личной жизни нет у эпизодических персонажей - у сестры драматурга, например, которую блестяще играет Алсу Гайнуллина. Всех своих ухажеров она сравнивает с братом, которого идеализирует. Разумеется, сравнения не выдерживает никто, и героиня Гайнуллиной со всем своим нерастраченным пылом и по доброй воле становится неофициальной домработницей в семье драматурга. Это до такой степени устраивает Кадырхурметова, что когда его сестра наконец-то полюбила (простого фельдшера, которого замечательно играет Ильдус Ахметзянов), он не отпускает ее в новую жизнь...
В финале спектакля смиренная героиня Алсу Гайнуллиной произносит короткий монолог о том, что, несмотря ни на что, нужно продолжать жить, жить и работать. И в памяти тут же всплыл чеховский "Дядя Ваня", где, помните: "Что же делать, надо жить! Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя..." Кстати сказать, чувство, что пьеса написана "под Чехова" (или под влиянием Чехова) возникает задолго до финала. Его усиливает щемящая музыка композитора Марата Ахметова. Но параллельно с этим понимаешь, что для постановки такой пьесы необходимы не только блестящий актерский состав, но и незаурядный режиссер.
"Вечерняя Казань" №179 от 10.11.07
|