03.11.07Картины Васильева покинули Казань | Ирина ПЛОТНИКОВА
Все 80 картин Константина Васильева из казанской коллекции вывезены из Татарстана и сейчас находятся в Музее изобразительных искусств Республики Марий Эл. Вернуть "на родину" их планируют к 1 декабря, когда завершится ремонт в казанской галерее. Но с 1 января бесценным работам мастера, возможно, снова придется искать приют. По словам директора галереи Геннадия Пронина, сотрудники финансового управления исполкома Казани не желают продлевать договор об аренде помещения.
Галерея Васильева открылась одиннадцать лет назад. Город арендовал у ОАО "Завод ЖБИ-3" пристрой на Гвардейской, 61. Тогда под одной крышей удалось собрать полотна из частных коллекций друзей Константина Васильева. Сам художник трагически погиб в октябре 1976-го. Его похоронили в поселке Васильево, а дом, где он жил и работал, стал музеем. За 34 года жизни художник успел написать больше 400 живописных и графических работ. Самыми известными критики считают его циклы "Русь былинная" и "Кольцо Нибелунгов". Последней работой мастера стало полотно "Человек с филином" - у ног старца пылает свиток с надписью на старославянском "Константин Великоросс" (псевдоним Васильева) и датой-предчувствием "1976".
За одиннадцать лет в казанской галерее успели побывать почти 55 тысяч человек, включая первого гостя - Минтимера Шаймиева. Среди других поклонников творчества Васильева - профессор Лео Бокерия, писатель Эдуард Лимонов, глава Госнаркоконтроля России Виктор Черкесов, актер Вениамин Смехов... Однако в последние пять лет принимать посетителей приходилось в стесненных условиях: в галерее начала протекать крыша, потрескались стены, вышла из строя часть системы отопления. Руководство управления культуры Казани ежегодно пыталось включить ремонт здания в бюджетные расходы, но все безуспешно. Так продолжалось до тех пор, пока владелец помещения не выставил все неоплаченные счета по аренде. И в октябре 2007-го погасить 1 миллион 400 тысяч рублей долга власти города решили за счет ремонта в галерее.
Кровлю и стены уже починили, теперь предстоит заменить пол (вместо подгнившего паркета планируют положить матовую плитку) и смонтировать дополнительное освещение и батареи отопления. Но праздновать победу друг Константина Васильева, директор галереи Геннадий Пронин не спешит:
- Мы в любой момент можем оказаться на улице, если так решит собственник! Картинам Константина Васильева нужно свое здание, причем не здесь, на окраине, а в центре города. Сегодня приезжающих туристов спрашивают: куда поедете, в Кремль или в галерею Васильева? И большинство выбирают Кремль. Хотя поклонников творчества Кости довольно много, и если бы наша уникальная экспозиция размещалась на одной из центральных улиц, это привлекло бы внимание гостей.
Было бы свое здание, может, коллекционеры и согласились бы передать картины Васильева в дар городу. Сейчас же они боятся - если галерею закроют, что станет с художественными работами? Украсят кабинеты чиновников или уйдут с молотка? Не так давно на аукцион Сотби была выставлена картина Васильева "Писатель" ("Старик"), так только стартовая цена лота составила 45 тысяч долларов. А пару лет назад крупный московский бизнесмен, прозванный Королем мороженого, выкупил васильевский "Дуб". Прежний владелец картины нуждался в дорогостоящем лечении, и его родственники согласились продать работу. Владелец узнал, расстроился, но было поздно. С тех пор эта картина нигде не выставлялась.
Сейчас в России всего 4 действующие экспозиции, где можно познакомиться с творчеством художника. Одна - в поселке Васильево, другая - в Москве, третья - в Коломне, куда родственники Константина Васильева переехали в 1984 году по предложению местного градоначальника. Тот как поклонник Константина Васильева предложил 4-комнатную квартиру и дом-музей. И обещание сдержал. Именно тогда почти 80 работ, написанных в окрестностях Казани, навсегда покинули родные места. Но экспозиция, собранная в казанской галерее, московской не уступает. Пару лет назад даже всерьез обсуждалась идея скупать работы в России и за границей, чтобы вернуть их туда, где они были созданы. Но сейчас сотрудники галереи вынуждены думать уже не о развитии, а о выживании.
"Вечерняя Казань" №175 от 3.11.07
|