02.11.07Народы снова тут как тут | Марина ЮДКЕВИЧ
Завтра в Казани состоится Съезд народов Татарстана. Съедется в торгово-развлекательный комплекс "Корстон" тысяча человек: 700 делегатов и 300 гостей, в числе которых ждут вице-спикера Госдумы РФ Олега Морозова, министра регионального развития РФ Дмитрия Козака и полпреда президента России в Поволжском федеральном округе Александра Коновалова. Это уже второй Съезд народов Татарстана, а первый прошел в мае 1992 года.
Если мероприятие подобного рода проводится регулярно и периодично, то недоумевать, почему оно случается в очередной раз, никому не приходит в голову - все равно что удивляться, с какого это перепуга вдруг с утра случился восход солнца. Но если 15 лет не всходило и не всходило, а потом вдруг взяло и взошло - поневоле удивишься: с какого перепуга?.. Для народов-то, конечно, 15 лет - пустяк в историческом смысле, народы у нас функционируют на постоянной основе, но ведь народы у нас и не собираются на съезды по своему стихийному народному хотению. Кто-то должен же организовать и направить эту стихию в подобающий конференц-зал с целью проникновенного заслушивания докладов специалистов по непростой народной судьбе и светлому народному завтра. И вот тут возникает закономерный вопрос: почему сейчас?
Вот почему в 1992 году - это как раз кристально ясно. Первый съезд состоялся вскоре после знаменитого мартовского референдума в Татарстане ("Согласны ли вы, что Республика Татарстан - суверенное государство..." и т.д.), который Москва не хотела признавать. Обстоятельства проведения этого референдума, в результате которого вышло, что 50,3 процента избирателей республики ответили "да", также вызывали известные вопросы. В частности, Владимир Беляев, ныне - академик Российской академии политнауки, присутствовавший в штабе референдума во время подведения итогов, заметил, что в одном из районов, судя по отчету районных властей, показатель явки избирателей был 100,2 процента. (Правда, честно признался "ВК" г-н Беляев, когда он вернулся в комнату после непродолжительной отлучки, в республиканском отчете значился уже куда более достоверный показатель - 99,8 процента...)
Словом, народам, собранным на съезд в 1992-м, предстояло продемонстрировать, что дружное многонациональное общество уверенно смотрит в завтрашний суверенный день.
Правда, время было не нынешнее, и первоначально инициатива проведения cъезда народов исходила снизу, от общественных организаций, так что неизвестно, в каком направлении пошла бы съездовская дискуссия (ведь далеко не все эти организации были за суверенитет)... Но меньше чем за месяц до мероприятия аппарат президента спохватился. В сопредседатели оргкомитета съезда к лидеру Казанского многонационального общественного центра Рифкату Газизову определили вице-президента РТ Василия Лихачева. Владимир Беляев рассказывает, что с этого момента члены многонационального движения РТ "Согласие" подозревали, что на съезде им не дадут слова. Предчувствия их не обманули.
В ходе первого заседания, говорит Беляев, в президиум неоднократно посылались записки с просьбой предоставить слово, но реакции не было, и сразу после объявления перерыва он встал и громко заявил: "Поскольку нам не дают слова и не реагируют на обращения, мы покидаем съезд". А во второй части заседания, когда ни одного из делегатов от "Согласия" уже не было в зале, председательствующий объявил, что слово предоставляется "Согласию"...
То есть в целом съезд пошел правильным путем. И продемонстрировал все то, что и должен был продемонстрировать. А именно, что если народы Татарстана - за власти Татарстана, то их лучше не трогать.
В одной из многочисленных сказок об Иванушке есть персонаж Сивка-Бурка, вещая каурка. Он в случае необходимости (для Иванушки) может проявлять чрезвычайно активный норов. Едва герой крикнет: "Стань передо мной, как лист перед травой!", как вот он: бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом, из ноздрей пламя пышет. И при том являет собой, если угодно, субъект, в котором мирно уживаются совсем непохожие виды. Он и сивый (т.е. серый), он и бурый (т.е. коричневый), он и каурый (т.е. попросту рыжий). И при том еще - вещий, т.е. обладающий некой священной силой! Замечательный персонаж, он все за главного героя делает, носит его на себе в заоблачные высоты и даже выполняет коррекцию имиджа - из простого деревенского мужика превращает в принца. А в придачу, когда герой не призывает его пускать дым из ушей и пламя из ноздрей, он ласковый, словно кошка.
С чего вдруг народ придумал этого Сивку? И придумал ли, не автопортрет ли это самого народа?
Но вернемся к завтрашнему съезду. Ради чего снова 15 лет спустя зовут вещую каурку? Так выборы же на носу. Тут уж, выражаясь подобающим случаю народным языком, каждую крошку - в ладошку. Нельзя же упустить случай напомнить народам, какая партия после выборов в Госдуму будет обещать им дальнейшее процветание. Ну а дальше - как в другом известном литературном произведении: паситесь, мирные народы...
"Вечерняя Казань" №174 от 2.11.07 |