24.10.07Все мы Золушки, пока не встретим принца | София САЙГАНОВА
В магазине "Книжный двор" состоялась очередная встреча с читателями. На этот раз ее героиней стала одна из российских "королев детектива" Татьяна Устинова.
В первые же минуты встречи она сообщила ее участникам краткие сведения о себе: "Мне 39 лет, у меня два сына, старшему 16 лет, младшему - 6, один муж. У меня есть сестра, она - мой литературный агент. Я написала 25 романов. Работаю день и ночь. Помимо писательства, участвую в телепроектах: популярном - "Час суда" и новорожденном - "Жизнь как жизнь" на СТС. Об остальном вы можете узнать, задавая вопросы. Но есть три вопроса, на которые я отвечать не умею. Первый: где вы берете сюжеты? Я обычно отвечаю - в Караганде, потому что мне нечего по этому поводу сказать. Все действие обычно придумывается в одну секунду, записать это много труднее, чем придумать. Сюжеты сами моментально откуда-то приходят - и точка.
Второй "запрещенный" вопрос: не хотите ли написать что-нибудь в другом жанре, например, детской сказки? Не-е-ет, не хо-чу, не у-мею писать детских сказок. А в отношении создания эпических полотен типа "Угрюм-река" со мной, наверное, будет смысл потолковать лет через пятьдесят, когда я обрету необходимый жизненный опыт.
Третий вопрос: пишете ли вы сценарии к своим произведениям? Нет, не пишу. Я написала единственный сценарий к фильму "Всегда говори всегда", мы получили за него "Тэфи". Романа такого не было и никогда не будет.
- Татьяна Витальевна, у вас часто проходит такая сюжетная линия - "каждой Золушке по олигарху". Это от хорошего отношения к женщинам?
- У меня проходит еще и такая линия: каждому бедному милиционеру по богатой наследнице. Вообще-то олигархов в подлинном значении этого слова у меня всего трое на 25 романов, большая часть героев - просто люди успешные. Так, человек, который владеет компьютерной фирмой и ездит на "хонде", не олигарх, он всего лишь владелец компьютерной фирмы, который ездит на "хонде". То, что он женится на переводчице, это его нормальное состояние.
На самом деле я думаю так: все мы: и девочки, и мальчики до той поры Золушки, пока в жизнях наших не появится некий принц. Ты остаешься Золушкой, Золушкой-мальчиком, Золушкой-девочкой, Золушкой - политиком, Золушкой - миллионером, Золушкой - учительницей до тех пор, пока сильно не полюбишь кого-нибудь, как писал Алексей Толстой, "до последней березки". Неважно, в каком ты материальном положении - моешь полы или считаешь миллионы, но пока в твоей жизни не появится системообразующий человек, ты - Золушка. Про это я и пишу в своих романах, про то, что такая любовь - это важно, это нужно. Да, наконец, Маяковский застрелился потому, что его не любила одна-единственная женщина. И ничего с таким положением дел невозможно поделать. Никогда.
- Для того, чтобы писать, необходимы внутренняя гармония, ощущение счастья?
- Иногда, напротив, надо ощутить раздражение или обиду. Например, хочешь написать о том, как героя ненавидят. Писать об этом в состоянии гармонии невозможно, нужно от души ненавидеть. Текст всегда пишется адресно, с мыслью о конкретном человеке. Если такого адресата нет - из-под пера выходит вялый текст. Когда я пишу, то имею в виду кого-то конкретного и хочу, чтобы именно этот человек сейчас меня услышал и понял, что я пишу про него. Неважно, гармония внутри или дисгармония, были бы эмоции, все равно с каким знаком - плюс или минус.
- В ваших книгах частые отсылы к теплому, солнечному детству героев. Из романа в роман переходят мудрые бабушки, любящие интеллигентные родители. Это отзвуки собственного детства?
- Мне очень понравилось выражение Александра Адабашьяна об одном из актеров "он - мальчик из хорошей детской". Мы с сестрой - тоже девочки из хорошей детской. У нас были горячо любимые бабушки, высокообразованные дедушки, сопереживающие родители. Детство друзей и подруг было схожим. Поэтому, когда я пишу о детстве героев, это всегда о нас с сестрой или о наших друзьях. |