22.10.07Сезон премьер | Ирина ПЛОТНИКОВА
Конец октября подарил казанским зрителям сразу несколько театральных новинок. В четверг премьерный спектакль "Дураки" по пьесе Нила Саймона отыграли актеры Казанского тюза, вчера новое "блюдо" предложили театральным гурманам в Камаловском театре, а 26 октября в театре оперы и балета им. М. Джалиля будет представлена казанская версия самого успешного спектакля в истории французского балета - "Коппелия" Лео Делиба, - впервые поставленного на сцене в 1870 году.
"Тепло в здании только начали давать, но зрители не замерзли", - заверили корреспондента "ВК" в театре им. Г. Камала. Сердца согрели татарские народные песни, ведь именно их воспевает новый спектакль "GO! Баламишкин" по пьесе Флорида Булякова. Отталкиваясь от реальной истории восхождения к "Евровидению" певицы Алсу, драматург рассказывает придуманную, но более глубокую историю. Его Алсу - дочка фермера, а не богатого нефтяника. Причем сценический папа "продвигает" девочку на эстраду исключительно для того, чтобы прославить татарскую песню. В итоге разоряется, но добивается своего. По мнению зрителей, спектакль получился веселым и современным, а исполнительница главной роли - заслуженная артистка РТ Лейсан Рахимова поет так, что заслушаешься - не хуже прототипа. Кстати, одну из композиций для спектакля написали рэперы из группы "Иттифак".
Строго говоря, настоящая премьера этой музыкальной комедии в двух действиях состоялась 11 сентября в Уфе, на родине драматурга. А казанцы с новой постановкой художественного руководителя театра Фарита Бикчантаева могут познакомиться с 19 по 21 октября. 14 ноября спектакль "GO! Баламишкин" планируют показать в Москве.
Новая работа Казанского тюза, открывшая 75-й юбилейный сезон, - это сказка для детей и взрослых, лирическая комедия "Дураки" режиссера Владимира Чигишева. Она, как и спектакль "Билокси-блюз", еще не забытый казанскими зрителями, поставлена по пьесе американского драматурга Нила Саймона, широко известного в России. В основе сюжета - проклятие жителей деревни Куличовка. Они обречены 200 лет быть невежами и неучами - до тех пор, пока не будет сыграна свадьба между потомками тех, из-за кого все и началось.
Специально для "Дураков" главным художником Камаловского театра Сергеем Скомороховым была придумана и построена редкая для Казанского тюза декорация - вращающаяся карусель в глубине сцены, на которой свободно висят и качаются и деревенские домики, и корова с осликом. В момент кульминации весь этот сказочный мир опрокидывается, к героям возвращается разум, и начинается совсем другая история - горе от ума.
Главную роль в спектакле - учителя, жениха и спасителя - играет Ирек Галлямов, два года назад закончивший Казанское театральное училище и уже успевший блеснуть в роли Ромео.
Ну а в театре им. М. Джалиля вовсю репетируют "Коппелию". Зрителям предстоит увидеть ее 26, 27 и 28 октября. Причем все три премьерных дня главные партии будут танцевать три абсолютно равноценных, но совершенно разных коллектива солистов. Так, по мнению художественного руководителя балета Владимира Яковлева, у Сванильды в исполнении лауреата международных конкурсов Наталии Лабезниковой и народной артистки Татарстана Елены Костровой больше лирики и пластики, зато артистка Национальной оперы Украины им. Т. Шевченко Татьяна Голикова в той же роли более экспрессивна и даже демонична.
На премьере зрителей ждет встреча с лауреатом Госпремии России Нурланом Канетовым и солистом Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Георги Смилевски. Оба артиста в разные годы становились лауреатами приза "Душа танца" - главной российской награды в области хореографического искусства. В основе либретто - два рассказа Гофмана: "Песочный человек" и "Девушка с голубыми глазами".
В интервью Владимир Яковлев рассказал, что впервые идея поставить на казанской сцене балет "Коппелия" на замечательную музыку Лео Делиба родилась у него лет 15 назад. Ведь это настоящий шедевр мирового искусства, о котором публика, к сожалению, мало знает. Тогда даже приглашали хореографа из Лондона, но ничего не получилось. Нынешняя редакция "Коппелии", по мнению художественного руководителя, резко отличается от классического репертуара оперного театра:
- Мы попытались воссоздать хореографию Мариуса Петипа, но это не механический перенос. Ведь мы живем в XXI веке, хочется немножко пофантазировать, посочинять и в танце, и в использовании новых технических возможностей.
Даже главный злодей - Коппелиус, мистический профессор алхимии, оживляющий кукол, - в трактовке Яковлева уже не мрачный черный человек: "Мне кажется, человек, который делает игрушки, просто не может быть злым, в нем должна быть хоть капелька добра".
"Вечерняя Казань" №167 от 20.10.07 |