17.10.07Дети нового поколения |
- Действительно. Например, в последнее время возрастает количество детей с так называемыми минимальными мозговыми дисфункциями. Понимаю, звучит как медицинский диагноз. И родители этого немного пугаются. На самом же деле ММД не сказывается на интеллектуальном потенциале ребенка, а проявляется в гиперактивности, неусидчивости, дети быстро устают. Возникают сложности с концентрацией и удержанием внимания: ребенок постоянно вертится, отвлекается, «стоит на ушах». При этом, если хватает терпения, задания он выполняет не хуже других. «Плохое поведение» в данном случае вызвано не недостатками воспитания, а особенностями нервной системы – строения мозга. Однако, чтобы выяснить положение вещей, необходимо наблюдать за ребенком какое-то время, проводить соответствующую диагностику и хорошо представлять общую ситуацию в семье.
- Отчего же количество таких детей увеличивается?
- Сложно сказать. Есть разные взгляды и подходы. Это может быть объяснимо как раз тем, о чем вы упоминали - изменением экологических условий, увеличением среднего возраста родителей, относительным ухудшением состояния здоровья и частым применением лекарственных препаратов.
- Ольга Ивановна, в последнее время много внимания привлекает к себе феномен «детей-индиго» - детей с необычными способностями. Что можно сказать по этому поводу с точки зрения практической детской психологии?
- Этот термин - «индиго» - изначально скорее эзотерический, хотя уже довольно глубоко проник и в психологический словарь. Понимание тоже разное. Для кого-то «индиго» - это одаренный ребенок, вундеркинд, маленький гений, но в пределах общечеловеческой «нормы». Для других – человек, обладающий паранормальными способностями. Создаются даже специализированные психологические центры по воспитанию «индиго». Занятия там ведутся по особым образовательным программам. Общее направление – развитие образного мышления, интуиции, креативности. На самом деле там придерживаются принципов развивающего обучения и индивидуального подхода, что желательно для всех детей в любых образовательных учреждениях, но мало возможно в виду ситуации в школах, где в классе зачастую сидит по тридцать человек.
- Получается, что при должном воспитании почти каждый ребенок окажется «индиго». Ведь считается, что у них необычная аура - насыщенно синего цвета. Как быть с подобными данными?
- Я знаю лишь, что ведутся активные исследования и ни одна из гипотез до сих пор полностью не подтверждена, но и не опровергнута. Какие факторы более весомы – те, что относятся к компетенции физиков, или те, что представляются результатами направленного развития способностей, а может быть, их совокупность – сложно сказать однозначно.
- То есть вопрос еще и в том, что является первопричиной. Изменение мира, в частности, отношения к рождающимся людям, оказывает влияние на будущее поколение, или же появление «новых людей» влечет изменения во всех сферах. Я правильно понимаю?
- Пожалуй, так. Единственное, что можно привести – неоспоримые факты. Во-первых, феномен акселерации в последние годы проявляется очень явно и повсеместно. Но это касается лишь физиологической стороны – роста, раннего наступления пубертатного периода. Что до психоэмоционального взросления, срок созревания структур головного мозга сравнительно не изменился. Это отмечают и физиологи, и психологи, и учителя. Во-вторых, среди детей стало намного больше левшей.
- С чем это связано?
- Простой и яркий пример изменения отношения современного общества к индивидуальности ребенка. Возможно, левшей было не меньше и среди предыдущих поколений, но их старательно переучивали, считая такое явление нежелательным, хоть и не отклонением от нормы. Сейчас, когда подробно исследована зависимость «рукости» от работы полушарий мозга, стараются в первую очередь выяснить предпочтения ребенка. Это сказывается и на развитии – приводит к более свободному проявлению естественных закономерностей работы нервной системы. Выявляется и немало амбидекстров – людей, не имеющих особых предпочтений, их «рукость» зависит лишь от выработанного навыка. |