17.10.07Дети нового поколения | Каждого родителя волнует судьба его малыша. Человек пришел в этот мир – каким он станет, что будет любить, чем интересоваться, какие таланты проявит? Пожалуй, так было во все времена. Сегодня интерес родителей к способностям, особенностям развития, да и просто к «особенности» своих детей заметно выше, чем еще несколько десятков лет назад. С чем это связано? Действительно ли современные первоклашки отличаются от тех, что сидели за такими же партами раньше - предшественников из прошлых поколений? Эти вопросы в последние годы широко обсуждаются в обществе и рассматриваются на разных уровнях: психофизиологами, психологами, врачами, педагогами.
Александрова Ольга Ивановна – детский психолог, уже около 15 лет работает в школе, консультирует, не раз принимала участие в республиканских семинарах по проблемам современной психологии развития. Ольга Ивановна согласилась дать нам интервью. В ходе беседы выяснилось, что интерес к теме изменения отношения к детям и самого представления взрослых людей о новом поколении имеет довольно серьезные основания.
- Ольга Ивановна, существуют ли какие-либо отличительные особенности детей, поступающих в школу сегодня?
- Ежегодно мне приходится диагностировать довольно большое количество детей: шестилеток, обучающихся по программе дошкольного образования, будущих первоклассников в процессе формирования классов и, конечно же, учеников разных звеньев общеобразовательной школы. Несомненно, дети, которые приходят сегодня, отличаются, но нельзя сказать, что отличия эти столь глобальны, чтобы увидеть их невооруженным взглядом. Современные дети с младенчества растут в качественно других условиях: это и постоянное воздействие шумов – уличных, промышленных, бытовых - того же телевизора, и чрезмерно раннее знакомство со сложной техникой – компьютерами, сотовыми телефонами... Воздействие подобных и других факторов в сензитивные периоды естественно сказывается на общем развитии ребенка.
- Что это за периоды, насколько важно их учитывать в процессе воспитания?
- «Сензитивными» в психологии принято называть периоды наиболее активного развития у ребенка тех или иных функций, например, речи, абстрактно-логического мышления. В такие моменты могут выявляться генетически заложенные способности. Ну а если ребенком не занимаются – они не только не проявятся, в особо запущенных случаях даже может произойти недоразвитие. Когда время ушло, «нагнать» значительно сложнее.
- Как же, в таком случае, поступать родителям?
- Следует внимательно относиться к своему ребенку, к тому, что с ним происходит. Каждый - индивидуален, развитие происходит хоть и по общим законам, но в своем собственном ритме.
- Существует мнение, что мы живем в эпоху перемен. Это касается политической обстановки в мире, экологической ситуации, урбанизации, и, во многом, самих людей – их мировоззрения, стремлений, целей, задач. Отражается ли это на современных детях?
- Думаю, да. Люди сейчас стремятся быть успешными. И детей воспитывают соответственно. В семьях, как правило, не больше двоих детей, часто – всего один, тогда как во времена наших бабушек было по пять, семь, десять… Так что, с одной стороны, родители вечно заняты работой, карьерой, и времени на ребенка как будто не хватает, а с другой, этому единственному уделяется повышенное внимание. Родители стараются во что бы то ни стало «обнаружить» особую одаренность своего дитя, зачастую давая несоответствующие возрасту интеллектуальные нагрузки, непосильные задачи, а у ребенка идет созревание мозговых структур, ответственных за иные процессы. То есть, опять же – не во время. Отсюда – повышенная утомляемость, гиперчувствительность и слабость нервной системы. Еще одна тенденция – родители стремятся отдать ребенка в школу как можно раньше. Если для одних детей это вполне допустимо, то для несозревших – тяжкое испытание.
- Но ведь такие последствия могут быть вызваны причинами скорее психофизиологического характера, не так ли? |