16.10.07Ультралегкий “Соловей” |
К соосному техническому решению все чаще обращаются крупнейшие мировые авиапроизводители. Например, компания Sikorsky Airсraft анонсировала планы по созданию легкого соосного вертолета принципиально нового класса - Х2. Предполагается, его скорость будет достигать 480 км/ч (для вертолетов - небывалый скачок). Технология Х2 позволит на долгое время зависать в воздухе, а также выполнять сложные маневры на низких скоростях. Sikorsky подчеркивает, что эти достижения стали возможны благодаря комплексу новых технологий, основная из которых - два несущих винта, расположенных друг над другом.
Любопытно, что лет пять назад Sikorsky Aircraft была намерена продвигать на мировой рынок легкий вертолет “Ансат”, разработанный Казанским вертолетным заводом. С корпорацией United Technologies (в нее входят Sikorsky Aircraft и Pratt&Whitney, делающая двигатели для “Ансата”) был подписан соответствующий протокол. При этом подчеркивалось, что Sikorsky Aircraft, производящая вертолеты тяжелого и среднего класса, не создаст себе конкуренцию на мировом рынке, участвуя в продажах “Ансата”.
Эпоха “малюток”
Что касается ультралегких вертолетов, то они имеют весьма широкое применение: обучение пилотов, контроль продуктопроводов и линий электропередач, аэрофотосъемка, патрулирование, перевозка медицинского персонала и частных лиц, работы на рыболовецких промыслах, спортивные соревнования и так далее. Эти задачи решаются с помощью Ми-2, Ка-26, а часто и Ми-8, что крайне невыгодно с экономической точки зрения. Более того, вертолеты Ми-2 и Ка-26 уже не выпускают серийно и с каждым годом парк этих машин сокращается.
Большой интерес в США, Западной Европе, а теперь и в России проявляется к легким двухместным аппаратам типа Exec-162F, Robinson R-22, Schweizer 300CВ, Baby Belle (Safari) и другим. Экономия очевидна: цена двухместных поршневых вертолетов в среднем в 60 раз ниже, а стоимость летного часа в 5-10 раз меньше по сравнению с тяжелыми газотурбинными машинами. Летный час Ми-2 - стоит более $350, Ка-26 - $211, Ми-8 - $800. А стоимость летного часа вертолета Robinson R-22 - $80, Exec-162F - $76, Schweizer 300CВ - $56,2.
Все хорошо, если бы не одно “но”. К недостаткам зарубежной техники можно отнести ее высокую стоимость - импортный двухместный вертолет в среднем стоит около $ 120 тысяч. И, что немаловажно, не развивается собственная промышленность. Создание отечественного легкого надежного двухместного вертолета простой конструкции с низкими эксплуатационными расходами и уникальными характеристиками позволит заинтересовать потенциальных покупателей - сегодня на мировом рынке отсутствуют вертолеты соосного типа ультралегкого класса.
Технические характеристики “Lark”. Максимальная скорость - 170 км/ч, топливо - бензин АИ-95, дальность полета - 500 км, потолок - 2 тысячи м. На вертолете установлена быстродействующая парашютная спасательная система МВЕН “Кобра”-500, в случае аварии плавно опускающая аппарат на землю. Проработан вопрос складывания вертолета для хранения или транспортировки в контейнере. Сборка машины занимает 30 минут, после чего не требуется никаких регулировок. До 70% материалов для производства вертолета - отечественные. Авионика приобретается у представителей зарубежных фирм, расположенных в России. Общая стоимость проекта - 15 миллионов рублей. Предполагаемая стоимость машины - 1 миллион 539 тысяч рублей (без НДС). Ориентировочная себестоимость набора для самостоятельной сборки - 810000 рублей.
"Время и деньги" №194 от 16.10.07 |