16.10.07В Татарстане создается государственная капелла | Алина КАДЫРИНА
В скором времени на наших концертных площадках появится новый музыкальный коллектив - в Татгосфилармонии формируется Государственный камерный хор РТ. О концепции, планах и надеждах нового коллектива рассказала его руководитель Миляуша Таминдарова, известный дирижер-хоровик, много лет возглавлявшая хор Оперной студии Казанской государственной консерватории.
- Миляуша Амировна, чем вызвано появление государственной капеллы?
- Так сложилось, что наша республика до сих пор не имела своего профессионального хора, меж тем как есть капеллы Марийская, Чувашская, Башкирская. Думается, что основная причина в том, что в нашем мышлении сложился ложный стереотип: татарам несвойственно пение хором. Действительно, до революции прецедентов хорового пения не было. Но я была удивлена, когда узнала, что после революции попытки создать капеллу предпринимались три раза! Первый раз государственный хор собрали в 1937-м году, но в 1938-м он стал основой Ансамбля песни и танца.
Пока музыковеды спорят, одноголосна наша певческая культура или нет, народ поет. У нас есть казанская хоровая школа Казачкова - именно школа, система, а это редкость, и мы можем этим гордиться. У нас огромное количество хоров - лауреатов международных конкурсов. Например, с хором Оперной студии мы участвовали в Международном пражском хоровом конкурсе, где собрались 95 хоров из разных стран, и мы завоевали Гран-при, но приписываем это не только собственному мастерству и старанию, но именно тому, что мы, надеемся, являемся выразителями основополагающих принципов казанской хоровой школы. Также у нас развивалась хоровая композиторская школа, причем ярко, неоднозначно и интересно. Для Ансамбля песни и танца писал Александр Сергеевич Ключарев. А первым попытку писать для хора предпринял Габаши, это было после революции, когда возник хороший порыв - объединяться. “Композитор - хор, как лаборатория - слушатель” - это непременные составляющие творческого процесса. Иногда я думаю: для чего людям хор?.. И тем не менее чувствую, что сейчас началось возрождение хора. Посмотрите: ни Кобзон, ни Басков без хора не выходят. Для чего им это надо? Конечно, когда за спиной хор солдат поет “Пусть бегут неуклюже...”, это пошло. Как удержать равновесие: вызвать потребность и не скатиться в дурной тон? Мы надеемся, что и наша татарская культура, в том числе эстрадные певцы, будут иметь нужду в грамотном хоровом сопровождении, почему бы и нет?
- Какой будет концепция нового хора?
- В состав нового хора войдет основа хора Оперной студии, его корифеи, и именно это позволяет полагать, что для нас невозможного почти не будет. Хотите татарскую музыку - хорошо, суперавангард - пожалуйста, ораторию, кантату, с оркестром, без оркестра... На десятилетии нашей Оперной студии я как раз хотела создать прецедент: один и тот же коллектив может петь по-разному в разных жанрах и стилях. Поэтому палитра - от оперы Г. Перселла “Дидона и Эней” до песни донских казаков “Не для меня...”, от песен нагайбакских татар - до поэзии Роберта Бернса - все это одинаково важно и одинаково возможно в одном коллективе. Думаю, хор должен быть полистилистичным. Не хочу казенного, скучного, фрачного хора, а хочу, чтобы... знаете, на спектакле Габриадзе “Сталинградская битва” в кульминационный момент звучит православный мужской хорал, так мороз по коже! Магия хора в том, что он усиливает воздействие.
- Как вы набираете состав?
- Как раз сейчас провожу кастинг хоровиков. 20 октября в 16 часов в музее Горького жду всех желающих, всех одаренных. У меня есть кредо: мне нужны не столько хорошие голоса, сколько люди, которые верят в мою идею. Жду мыслящих, живых, интересных и готовых тратить себя в искусстве.
"Время и деньги" №194 от 16.10.07
|