10.10.07Образ Отечества в цвете | Татьяна ВАЛЕНТИНОВА
В галерее "Хазине" открылась выставка уникальных цветных фотографий дореволюционной России Сергея Михайловича Прокудина-Горского, она называется "Чудеса фотографии". Экспозиция включает более шестидесяти снимков, выполненных автором в России в начале ХХ века. Фотохудожник путешествовал по отдаленным губерниям, Уралу, Сибири, Средней Азии. Получился живой портрет Российской империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции.
Прокудин-Горский делал цветные фотографии, он использовал для их получения новаторский метод, дававший изображения очень высокого качества.
На выставке в галерее представлены работы фотохудожника из коллекции Библиотеки Конгресса США - во время революции фотоархивы Прокудина-Горского частично погибли, частично были вывезены за границу. Название выставке дала последняя экспозиция Прокудина-Горского в России в марте 1918 года.
Прокудин-Горский - не только известный русский фотограф, но и химик, изобретатель, член Императорского Русского географического и Императорского Русского Технического обществ, новатор в области цветной фотографии. Он усовершенствовал метод, открытый ранее физиком Клерком Максвеллом и фотографом Томасом Саттоном. Используя принцип разделения цвета на три основных компонента (красный, зеленый, синий), Прокудин-Горский разработал свой метод цветной съемки, фотокамеру и специальный проектор. В начале века цветных фотоматериалов еще не существовало, поэтому он использовал обычные черно-белые фотопластинки и специальный фотоаппарат, который быстро делал три снимка одного и того же сюжета через три различных светофильтра - синий, зеленый и красный. С полученной фотопластинки изготавливался диапозитив (точнее, три диапозитива на одной пластинке один над другим - "синий", "зеленый" и"красный"), которые проецировались на экран специальным диапроектором - каждый диапозитив через свой светофильтр соответствующего цвета. В результате на экране получалось цветное изображение. Последний российский император - большой любитель фотографии - заинтересовался разработанным Прокудиным-Горским способом цветного проецирования, который был гениально прост и давал потрясающий визуальный эффект. В 1907 году царь повелел выделить Горскому для оснащения экспедиции небольшой пароход, переоборудованный в фотолабораторию железнодорожный вагон и письменное предписание "повсеместно оказывать подателю сего необходимое содействие". А самому изобретателю поручил возглавить грандиозный проект по созданию документального фотообозрения тогдашней России. Цель проекта была в первую очередь образовательная: при помощи "оптического цветного проецирования" планировалось знакомить учащихся с памятниками архитектуры и искусства, пейзажами, достижениями промышленности и сельского хозяйства, бытом и культурой народов России. Летом 1909 года первый в нашей истории фотоэтнограф отбыл в экспедицию, которая длилась пять лет. Страна на фотографиях Прокудина-Горского предстала во всем своем многообразии. На снимках русского фотографа каждый мог найти для себя те места и пейзажи, которые ему знакомы. Русские церкви и монастыри, роскошные дворцы и усадьбы, панорамы Твери, Тифлиса, Можайска. Русские купцы и крестьяне, дети. Дагестанцы, таджики, узбеки в национальных костюмах. Станки на фабрике, турбины гидроэлектростанции и многое другое. С 1909 по 1915 год Прокудин-Горский исколесил одиннадцать регионов страны, сделал тысячи снимков и прочитал десятки лекций, сопровождавшихся демонстрацией "слайдов". Сергей Михайлович мечтал запечатлеть в цвете образ Отечества для современников и потомков. Воплотить эту мечту ему удалось.
В 1918 году Прокудин-Горский решил эмигрировать, вывезя за границу большую часть своих фоторабот. В 1948 году, уже после смерти фотографа, его коллекцию приобрела Библиотека Конгресса США. Сотрудники библиотеки провели гигантскую работу и оцифровали свыше двух тысяч фотоснимков Прокудина-Горского.
"Время и деньги" №190 от 10.10.07 |