05.10.07“Я встречала только хороших детей...” |
А бывает, и характер нужно проявить. В классе, который я выпустила в прошлом году, вела урок практикантка. Не очень удачно вела, чувствую, мои ребята не понимают объяснений. В классе потихоньку нарастает шум. Студентка сбивается, с напрягом завершает урок. А я сижу, смотрю, в ход урока вмешиваться не имею права. И так мне обидно стало, что мои дети, такие умные, такие добрые, так жестоко повели себя со студенткой. Я задержала их в перемену и говорю (а у самой слезы в глазах): “Я думала, что научила вас сочувствию, пониманию, а вы так себя повели. Неужели непонятно, что девушка только начинает, пробует силы. Поглядев на вас, она, может, и в школу никогда больше не придет, вы судьбу человеку исковеркаете”. И не разговаривала с ними несколько дней, точнее разговаривала, но только по делу и очень сухо. Они переживали, а потом написали на доске, что просят их извинить, дескать, все поняли. Я к следующему классному часу написала на доске ответ, мол, жить, ребята, без вас не могу, потому и хочу, чтобы вы были самыми достойными. Во время классного часа мы обсудили это происшествие, и мир был восстановлен.
- А с родителями трений не бывает?
- Родители - наши друзья и помощники. Они - частые гости на наших праздниках. Вот, скажем, в моем бывшем классе была такая традиция - праздновать Новый год в лесу. 29 декабря некоторые ребята и родители заранее готовили в лесу возле Нагорного все для шашлыков, наряжали елку, прятали подарки, призы за различные конкурсы. Потом приезжал весь класс, и начиналось веселье.
А еще мы устраивали состязание команд “Отцы” и “Дети”. Приглашали родителей на вечера и на спектакли, которые дети ставили, на уроки, чтобы посмотрели на своих ребят за работой, сравнили с другими. Мои ученики готовили благотворительный концерт, средства от которого мы передали в больницу №18 для детишек-отказников, и первыми зрителями, конечно, были родители.
А начинается сотрудничество с родителями, как в моем 5Б, с “блокнотов общения”. На первой страничке ребенок сам пишет о себе: что он любит, чего хочет, к чему стремится. Это - родителям на заметку. Блокноты раздаются на родительских собраниях, и родители вносят в них свои предложения, просьбы, претензии, ведь не каждый решается высказываться вслух.
У детей тоже есть тетради для классного часа, где они дают ему оценку и записывают свои впечатления и предложения.
Рецепт счастливого класса
- Такой рецепт мы придумываем все вместе, а потом стараемся жить в соответствии с “прописанным”. Мы играем и в игре мудреем. Классное самоуправление неспроста называется “Сотвори свою планету”. Мы разбиваем класс на пять “стран”-команд и подводим итоги каждого месяца, как его прожили, кто отличился, кому надо подтягиваться, все это отражается и в личных рейтингах, и в командных.
- Но ведь все это очень сложно. Как вы управляетесь?
- Ребята все делают сами: пишут сценарии вечеров, выпускают классную газету, распечатывают ее на принтере и раздают каждому ученику. Ребята собирают все номера в альбомы, получается летопись классной жизни. Конечно, я говорю о старших классах, с пятиклашками мы всему этому только учимся. Но у меня крепкий тыл - мои выпускники. Многие из них постоянно приходят в школу - и повидаться, и помочь. Вот и первый день рождения 5Б класса организовали при их участии. Пятиклашки в восторге от того, что у них появились такие старшие друзья. Ко всему подходить творчески, делать свою жизнь интереснее нужно учиться с детства, и поверьте, научить этому можно.
- Вы много путешествуете с учениками...
- С моими бывшими учениками мы осмотрели музеи Санкт-Петербурга, проехались по Золотому Кольцу, побывали в Финляндии, Швеции. Но с пятиклашками я на это пока не решусь. Сначала нужно научить их смотреть картины, экспозиции, слушать экскурсовода, приучить к посещению музеев, театров, осмотреть все интересные уголки Татарстана, а потом уже собираться в дальние края.
- Светлана Николаевна, вы четырежды “соросовский учитель”, в прошлом году получили грант Президента России, у вас куча грамот. Какими наградами вы дорожите больше всего? |