05.10.07“Я встречала только хороших детей...” | София САЙГАНОВА
И это лучшая характеристика учителя и человека, не правда ли? Светлана Николаевна - счастливый человек, по нашим временам - это редкость. Все у нее так, как надо. И профессию получила любимую, и общение с детьми ей в радость, и в семье ее понимают и всячески поддерживают. Когда пять лет назад мужа перевели из Бугульмы на работу в Казань, она в шутку ему сказала: “Может, мне на другую работу устроиться?” Он вполне серьезно ответил: “Да ты разве без школы проживешь?” И правда ведь, не проживет.
Счастье - это свойство души
- С детства мечтала учить детей, ни о чем другом даже не думала. Мне тогда казалось, что все взрослые должны быть учителями. Вот мама моя работала на железной дороге, а я думала про себя: “Почему бы ей не быть еще и учительницей?” Когда закончила пединститут, начала преподавать в бугульминском лицее №2, 20 лет пролетели, как один день. Переезжала в Казань - плакала, жаль было прощаться с детьми и коллегами, - рассказывает Светлана Николаевна. - Но и здесь все сложилось удачно. Дети в моих классах славные, коллеги - люди душевные и знающие.
Быть счастливым - редкий дар, для этого нужна такая светлая душевная энергия, которая мощной волной идет от Светланы Легошиной. Она живет в добром и гармоничном мире и своих учеников за руку вводит в него. Очень важно, чтобы с детьми работали оптимисты, которые любят и ценят жизнь. Нытики, а таких среди нас немало, школе категорически противопоказаны, хотя бы потому, что они все вокруг перекрашивают в серый цвет, а мир детства должен полыхать всеми цветами радуги.
- Светлана Николаевна, а что вам не нравится в современных детях?
- А что может не нравиться в детях? Я 25 лет в школе и встречала только хороших детей. Ребята сейчас - начитанные, насмотренные, развитые. Благодаря компьютерным технологиям их мир намного больше того, в котором в свое время жили мы. Конечно, у каждого человека есть какие-то слабости, дети - не исключение, но мы стараемся все вместе избавляться от недостатков. Например, некоторые ребята раз забудут выполнить задание, другой, третий...Конечно, так проще жить, забыл, вроде и не виноват. Но у нас есть лекарство, улучшающее память, - индивидуальные рейтинги. За безответственность снижают баллы, а кому хочется оказаться в конце списка?
- Но ведь за стенами школы с чем только не сталкиваются ребята, чего только не насмотрятся. Стоит включить TV-новости, и понеслось...
- Не надо от этого беречь детей. Они должны видеть жизнь такой, какая она есть, просто нужно научить их отличать добро от зла. Поэтому я считаю своим долгом говорить о своем отношении к будоражащим ребят событиям. Пусть кратко, но предельно четко. Я им всегда говорю: мы должны строить вокруг себя свой добрый мирок, к хорошему потянутся и другие люди, и эти мирки когда-нибудь соединятся в бескрайний добрый мир. Во время первого классного часа я пишу детям на доске домашнее задание: “Быть человеком” и, прощаясь с выпускниками, вновь пишу на доске то же задание: “Быть человеком. Всю жизнь”.
Такт - профессиональное качество
По Легошиной - воспитывать, значит, любить.
- А любимчики у вас есть?
- Нет, я всех люблю. Знаете, как будущая мать в ожидании ребенка. Его еще нет, а ты уже любишь. И именно любовь подсказывает, как когда поступить. Детские души - они такие хрупкие. С ними очень бережно надо. В этом году я - классный руководитель в пятом классе. Обычно всегда работала со старшими. Когда предложили пятый класс, даже испугалась: “Да я не знаю, как к ним и подступиться”. Но вот месяц прошел, и все такие родные. Устроили мы день рождения класса, я вообще считаю, что в жизни должно быть больше праздников, они сближают и больших, и маленьких. Все мои пятиклашки подготовили подарки: кто спел для всех, кто сплясал, кто самоделки в класс принес. И вот одна девочка принесла фиалку, вставив горшочек в самодельное кашпо. Она украсила его веселым рисунком из разноцветных пуговиц. Рисунок славный, веселый такой, но совсем не подходит к строгому интерьеру нашего кабинета. Я вынула горшочек, а кашпо убрала в шкаф. Через пару дней ко мне подходит подружка этой девочки и рассказывает, что та очень расстроилась, не обнаружив нигде своего кашпо. Бог с ним, с интерьером, думаю, главное, чтобы ребенку было хорошо. Тут же достала кашпо, вставила в него горшочек и поставила на видное место. Когда девочка пришла в класс, увидела его, так вся и засветилась. А я ей сказала, что цветок в кашпо всегда стоял в классе, просто в таком месте, где его не было видно. В конце концов, кашпо, действительно, не покидало кабинета. |